Стена Плача в Иерусалиме: о чем плачут евреи? Стены плача


Стена Плача в Иерусалиме (19 фото, описание, информация)

Стена ПлачаИерусалим — древний и терпеливый хранитель тайн еврейского народа. Он остаётся загадкой для учёных уже многие века и неизменно притягивает сюда верующих и обычных туристов со всех уголков земного шара.

Это священное место для иудеев, хрисиман и мусульман. Здесь множество достопримечательностей, и одной из самых ценных из них, безусловно, заслуживающей внимания, является Стена Плача.

Стена расположена в старой части города у самого основания западного склона священной храмовой горы, и имеет протяжённость в 488 метров. Но открытыми для паломников являются только 57 метров сооружения.

Всю остальную часть скрывают жилые постройки, которые находятся по всей длине склона .

Стена Плача

Стена имеет высоту в 32 метра. Но наземная её часть составляет всего 19 метров — это 25 слоёв камня. Остальные 13 метров, сложенные из ещё 17 слоёв, находятся в подземной части комплекса.

Стена Плача 10

В разные времена стена достраивалась, и поэтому только первые 7 рядов являются оригинальными камнями, уложенными по приказу самого Ирода Великого — основателя данного сооружения. Её строительство происходило с 22г. до н.э. по 11г. до н.э.

Следующие 4 ряда были выложены уже в омеядский период и ещё 14 в период правления оттоманской империи.

Стена Плача 12

Стена носит такое название по причине того, что в этом месте евреи оплакивают первые два иудейских храма, стоявших на горе и разрушенных завоевателями.

Первый из них был воздвигнут царем Соломоном в X веке до н.э. В нём хранились самые священные иудейские реликвии: ковчег завета и свитки божественных заповедей. Но храм был уничтожен в 587 г. до н.э. правителем Вавилонии Навуходоносором. В 500 г. до н.э.был возведён второй храм.

Стена Плача 6Примерно в 19 г. до н.э. прокуратор Ирод решил увеличить его площадь за счёт искусственного расширения территории храмовой горы. Для того чтобы поддержать земляную насыпь, он повелел по всему периметру возвести опорную стену.

Стена Плача 5

Сегодняшняя Западная стена является частью этого грандиозного сооружения.

Стена Плача 2

Существует легенда о том, что Ироду пришлось пойти на хитрость при её строительстве.

Поскольку в те времена Иерусалим находился под властью римлян, требовалось разрешение на возведение любого сооружения. Ирод решил не гневить великого императора и отправил гонца в Рим, приказав ему не сильно спешить. Сам он тем временем принялся за осуществление своего замысла.

К тому времени, как гонец прибыл из столицы с ответом, стена уже была построена. Император же в своем ответе приказал разрушить то, что уже возведено, но если строительство закончено, то не трогать стену и оставить всё как есть.

Стена Плача 15На самом деле, при жизни Ирод успел возвести не более половины стены. Завершилось же её строительство уже при его правнуке Агриппе II. Доказательством тому служат римские монеты, найденные в ходе раскопок и относящиеся к более позднему периоду.

Но все равно, весь комплекс и большая часть стены были разрушены во время войны с римлянами в 70 г. до н.э. Победители убили и взяли в плен около миллиона евреев. Уцелевшим представителям этой национальности было запрещено оставаться в Иерусалиме, и они были вынуждены бежать и поселиться в других странах.

Стена Плача 17

Как говорится в священных преданиях: « В день разрушения закрылись все небесные врата. Распахнутыми остались только ворота слёз».

Спаслась от вандализма только западная стена, возведённая из огромных камней, удивительно точно подогнанных друг к другу. Именно это место сегодня у иудеев считается самым близким к Богу. При императоре Константине I евреи получили право раз в году приходить к остаткам своего разрушенного храма и оплакивать его. За эту возможность они выкладывали немалую сумму.

И только с 425 года евреи по распоряжению тогдашней императрицы Византии Элии Евдокии смогли селиться в Иерусалиме и беспрепятственно приходить к своей разрушенной святыне.

В настоящее время за стеной, на месте, где находились первые два храма, располагается третья по значимости мусульманская святыня-мечеть «Купол скалы». В её основании расположен камень, с которого пророк Мухаммед, по преданию, взлетел в небеса на огненном коне.

Стена Плача 9

Интересно то, что сами евреи именуют это сооружение западной стеной (Котель Маарави). А общепринятое название имеет арабские корни. Именно арабы именуют это место el-Mabka (стена стенаний), поскольку сюда евреи приходили, чтобы оплакать первый и второй разрушенные храмы.

Сегодня на площади перед стеной верующие молятся, отмечают основные иудейские праздники и проводят священный обряд Бар-мицва — посвящение мальчика в мужчины. Здесь же присягают на верность Родине новобранцы отборных частей израильской армии.

Стена Плача 19

Площадь перед святыней разделена на женскую и мужскую части. На мужской половине находится вход в единственную в Израиле мужскую синагогу, находящуюся в подземной части комплекса. В ней смиренно молятся хасиды, которые посвятили всю свою жизнь служению богу. Здесь же евреи проводят собрания. А еще, это центр науки и культуры.

Стена Плача 4

Подземная часть комплекса представляет собой тоннель, длинной в 485 метров. Самые нижние камни в подземной части комплекса имеют длину 14м., ширину-4,5 м и высоту-3,5 м. Все они по периметру украшены декоративными прямоугольными полосками, имеющими до 20 см в ширину и 1.5 см в глубину. Самый лёгкий камень из этой постройки весит 640 кг.

Стена Плача 1

Удивительно то, что в результате сильнейших землетрясений XVI и XVIII веков, когда верхняя, более современная, часть комплекса пострадала очень сильно, подземная практически не была повреждена.

Здесь, под землёй, начинаешь понимать, насколько грандиозен был замысел Ирода Великого, построившего такое огромное сооружение из цельных монолитных блоков. По преданию, Иисус трижды посещал храм, который находился за стеной.

Стена Плача 16

Но данное место является священным не только для иудеев, но и для мусульман. Поэтому в ходе истории неоднократно возникали разногласия по поводу того, кто будет контролировать эту священную территорию и ухаживать за ней.

Дотрагиваясь до древней Акатель Марави (Западной Стены) верующие молятся и оставляют в ней письменные послания к Богу. Эта традиция родилась более 3-х столетий назад. Мудрецы утверждают, что желание человека Всевышний слышит еще в момент написания, а стена просто помогает её скорейшему осуществлению.

Стена Плача 3

До этого существовал другой обычай, согласно которому, для удачного путешествия путнику следовало перед его началом вбить в стену гвоздь, который охранял его. Когда путешественник прибывал на Родину, он извлекал гвоздь из стены.

Многие выцарапывали свои желания прямо на камнях святыни. Раввины наблюдали эти обычаи с ужасом и считали их кощунственными. По этому и предложили вместо гвоздей оставлять в щелях между камнями записки, со своими просьбами к Богу, и сами положили начало этой традиции. Просьбы их были исполнены, и с тех пор варварский обычай был заменён более гуманным.

Стена Плача 11

Поскольку в наше время тысячи туристов и паломников со всего мира стараются побывать у святыни и донести до Бога свои просьбы посредством бумажных посланий, стену приходится регулярно чистить два раза в год: в Судный день и на праздник Песах. Но поэтому поводу не стоит беспокоиться. Все извлечённые записки собираются и закапываются на священной для евреев маслиничной горе.

В последнее время появилась масса предложений на просторах интернета вложить Вашу просьбу в стену плача без непосредственного участия. Возможно, что послания, доставленные таким образом, тоже исполняются. Но в этом случае у Вас не будет возможности ощутить удивительную энергетику этого места, зарядиться силой, которую оно дает каждому человеку, побывавшему здесь.

Стена Плача 18

Полезная информация для туристов

Стену плача желательно не посещать в субботу. Это священный для иудеев день, и поэтому при посещении у Вас может возникнуть несколько проблем. Нельзя фотографировать и пользоваться мобильными телефонами. Также категорически запрещается приводить к стене животных.

Хоть доступ к стене открыт для людей любых вероисповеданий, но подходить к ней мужчинам следует только в кипе, маленькой круглой шапочке, которую Вам выдадут здесь же бесплатно. Женщина должна быть одета в строгое платье с длинным рукавом, а голова покрыта платком. У стены строго запрещается курить.

Отходить от стены плача надо обязательно лицом к ней и спиной к выходу.

Стена Плача 14

Как добраться до Стены плача

С центральной автобусной станции Иерусалима к стене отправляются автобусы №1,2 и 38 . Затем следует отправляться к стене в след за толпой туристов и паломников.

Надо учесть ,что в понедельник и четверг у стены осуществляется священный обряд Бар-мицва. Поэтому число паломников возрастает в разы. Чтобы не стоять в пробках, можно добраться по дороге Вади аль-Джоз, пролегающей через арабскую деревню. Можно также оставить автомобиль в центре города на одной из многочисленных стоянок и пройти оставшийся путь пешком через Яффские ворота.

Легче всего воспользоваться услугами такси. В этом случае проблем не возникнет совсем.

Стена Плача 13

Часы работы и цены на посещение Стены плача

Стена открыта для посещений каждый день без ограничений. Но после религиозных праздников к стене можно подходить с 10.00 до 22.00.

Экскурсии проводятся с 7.00 до 23.00(воскресенье-четверг), с 7.00 до 12.00 в пятницу.

Стоимость экскурсии составляет 30 шекелей для взрослых и 15 шекелей для детей, военнослужащих, студентов и пенсионеров.

obzorurokov.ru

Стена плача - история, записки на стену, советы по посещению

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», – с этими словами из всем известного романа М. А. Булгакова я поднялась на трап самолета, направлявшегося в сторону Земли Обетованной.

Сказать, что я мечтала о поездке в Израиль, это не сказать ничего. Для меня данная страна всегда оставалась загадкой, мистерией, неким «плавильным котлом» культур и религий, которые тысячелетиями боролись за небольшой кусок святой земли и продолжают делать это по сей день. Дорогами Израиля ходил Иисус и Царь Давид, отчего так поистине бесценно данное место.

С точки зрения культуры и религии важнейшим городом Израиля является Иерусалим, поэтому начать знакомство следует с него, а точнее его достопримечательности: крохотной части исторической составляющей великого города под названием А-Котель или Стена плача.

История Стены плача

В X веке до н. э. царь Соломон построил Первый храм, который простоял достаточно долго до полного разрушения его вавилонянами в 586 году до н. э. Спустя много лет Ирод Великий начал масштабное сооружение (расширение) Храмовой Горы. Строительство Второго Храма шло 10 лет и продолжалось даже после смерти Ирода Великого. Кусок стены длиной около 57 метров, сохранившийся после разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. во время Первой Иудейской войны, являет собой святыню для иудеев со всего мира. Длина всей стены составляет 488 метров, большая часть ее скрыта за жилыми постройками. К Стене приезжают, чтобы замолить свои грехи и попросить о самом сокровенном.

Дальнейшая история Стены поражает. В начале Новой Эры евреям было запрещено приближаться к Храмовой горе (допускалось лишь раз в год по особым праздникам). В 425 г. н. э. евреи Галилеи обратились к императрице Элии Евдокии. Так они вернули свое право совершать молитву у Стены и ее развалин.

Год за годом Стена достраивалась и обретала масштабные размеры. Уже в XVI веке султан Сулейман Великолепный, который, к слову, был очень благосклонен к евреям, распорядился о застройке прилегающий территорий и о создании специальных условий для совершения молебна. Вход тогда осуществлялся через Марокканский квартал. В 1877 году евреи выразили желание выкупить его для более свободного доступа к Стене, но из-за внутренних распрей сделка не состоялась. В 1915 году евреям снова был закрыт доступ к святому месту.

В 1920 году евреи и мусульмане начали открыто выражать свои разногласия по поводу принадлежности Стены. Конфликт из мирного превращался в военный. Связано это было с началом британского владения Стеной, которое продолжалось до 1948 года, что в итоге негативно отразилось на доступе евреев к священному месту. Первое серьезное столкновение, когда в основном пострадали женщины и старики, произошло в 1928 году: мусульмане подозревали евреев в намерении захватить мечеть Аль Акса, что находится по другую сторону Стены, а евреи, в свою очередь, добивались права принадлежности им священного места.

В 1929 году массовое выступление евреев у священного места и поднятие Сионистского флага закончилось Хевронской резней. Окончательное завоевание Старого города и Стены плача произошло благодаря Давиду Бен-Гуриону в 1967 году.

Как добраться до Стены плача

Добраться до Стены плача очень легко: от центральной автобусной станции вам необходимо сесть на маршрут № 1, 2 или 38 и выйти на остановке The Western Wall. Вы увидите, что большое количество людей направляется к святыне. Следуйте за ними. Стоимость проезда в транспорте 1,3 $ (5 шекелей).

К достопримечательности можно добраться и пешком напрямую от автобусного вокзала, что составит около 50 минут (3,5 км).

Бесконечный спор

Я бы сказала, что споры о ней не закончатся никогда. Несмотря на относительное спокойствие, мусульмане и евреи не смогут договориться. То, что находится за Стеной, закрыто для посетителей: мечеть Аль Акса и мусульманский квартал. В мечеть не пускают не мусульман, а приход на территорию чужаков может закончиться беспорядками, что и произошло с нами.

Поднявшись туда с гидом, прилично одетая группа туристов просто гуляла по территории древнейшего квартала с бесценными памятниками истории и архитектуры. Вдруг пришедшая толпа евреев была принята крайне негативно. Мусульманские женщины начали кричать, звать мужчин и бросаться камнями – там попросту стало небезопасно.

Советы по посещению Стены плача

Перед визитом внимательно ознакомьтесь с основными правилами посещения священного места, дабы избежать неприятных ситуаций. Иерусалим — город контрастов, и любое отклонение от общепринятых норм может быть принято негативно:

  • Вход на территорию бесплатный. Приготовьтесь пройти через рамки металлоискателя и ответить на пару вопросов полицейских.
  • Удобнее всего попасть к Стене от Яффских ворот: войдя в Старый город через них, вы подходите к большому рынку, выстраиваете свой путь постоянно прямо, а потом сворачиваете налево. Запутаться сложно, так как повсюду висят указатели на трех языках: английском, арабском и иврите.
  • Заранее позаботьтесь о закрытых плечах и коленках (для женщин) и о кипах (для мужчин). В случае отсутствия их можно получить при входе.
  • Обратите внимание на женскую и мужскую части Стены: молебен происходит отдельно друг от друга. На территории также присутствуют фонтаны с водой для мужчин и женщин отдельно.
  • К Стене следует стоять только лицом. Даже отходя, вы должны как бы пятиться назад и не поворачиваться спиной.
  • Выйти с территории можно там же, где и вошла, а можно пройти немного вперед и подняться в очаровательный еврейский квартал к Исторической синагоге.

Записки на Стену

Прежде чем отправиться в Иерусалим, я получила мешочек с записками от своих подруг, которые должна была бережно донести до Стены плача. Традиция эта связана с именем Рабы Хаим Бен Атара, написавшего Всевышнему записку о своем ученике. Совсем скоро написанное исполнилось. С тех пор каждый еврей считает своим долгом просить о чем-то и молиться именно там, а просьбы свои излагать на записочках и «пропихивать» их в щели Стены.

Ежегодно все записки собираются, упаковываются в специальный сосуд и закапываются на Масличной горе. Существует даже специальная волонтерская служба, доставляющая записки со всего мира.

Последний штрих

Подводя итог, я скажу, что Иерусалим – это то место, от которого исходит невероятная сила и мощь. Находясь там, у Стены Плача, ты вдруг осознаешь, что это строение 57 метров в длину сотни лет является «яблоком раздора» двух религий: иудаизма и мусульманства.

Конца этого конфликта мы не увидим точно, а вот насытиться энергетикой, святостью, масштабностью и непоколебимостью священного места мы можем уже сейчас.

travelask.ru

История Стены Плача | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

30, Октябрь 2012 16:39 | 15 фото | просмотров 11120

Стена Плача или Западная Стена  — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.

 

ИсторияСтена была возведена царем Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м) со слегка выступающей прямоугольной филенкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами, стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается еще 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки. По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании. До 1967 года евреи к Стене Плача не допускались, что являлось нарушением договора с Израилем о прекращении огня. Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля. После войны израильские власти начали разрушение мусульманского квартала Муграби, примыкавшего к стене. На месте этого квартала была создана большая площадь для собраний перед Стеной Плача, вместо узкой полоски, прилегающей к Стене, выделенной мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией в 1948 году.

История в камне. Стена ПлачаРассказывают, что после кровавых арабских волнений в 1936 году англичане ограничили доступ евреев к Стене плача. И тогда Главный раввин Израиля Ицхак Герцог встретился с представителем британских властей, чтобы добиться изменения решения. Можно представить, что испытывал раввин во время разговора, если слова его вдруг прервались слезами. «Почему вы плачете, ведь это всего лишь камни?» - искренне удивился англичанин. Ему не дано было понять еврейское сердце. Эти камни связаны с евреями своей судьбой. Гигантские камни, удлиненные квадратные массы уложенные ровными рядами один над другим уходят вверх. Вблизи приходится задирать голову, чтобы увидеть уходящие ввысь мощные каменные ряды. Они выщерблены ветрами, дождями, тысячелетиями. Внизу – отшлифованы миллионами прикосновений, поцелуями, тысячами записок и записочек вложенных, всунутых, ввинченных желанием оставить их в Стене, во всех щелях и щелочках каменных глыб. Все слышали о Стене Плача, но лишь немногие знают, что и почему здесь оплакивают, и мало кто понимают, почему этот кусок обыкновенной старой стены вызывает такие эмоции... Когда-то на Храмовой горе, над Иерусалимом, высилось колоссальное сооружение – Великий храм, его называли одним из семи чудес древнего мира: «перед прокуратором развернулся весь ненавистный ему Ершалаим с висячими мостами, крепостями и – самое главное – с не поддающейся никакому описанию глыбой мрамора с золотою драконовой чешуею вместо крыши – храмом Ершалаимским...» (М. Булгаков, «Мастер и Маргарита»). Первый храм разрушили вавилоняне. Второй, о котором упоминает Булгаков, – сиявший великолепием при царе Ироде, где Калигула велел установить свое скульптурное изображение, – в 70 г. н. э. уничтожили римляне. Все, что осталось от второго храма, величайшей святыни иудеев, – небольшой участок западной стены высотой в 15 метров. Этот самый осколок стены и есть Стена Плача. По традиции иудаизма, храм не может быть воздвигнут вновь до тех пор, пока не придет Мессия. Молящиеся у стены льют слезы скорби о разрушенном храме и молят о приходе нового Мессии. По поверью, мольбы и просьбы, вознесенные у Стены, непременно будут услышаны. Поэтому люди со всего мира оставляют в расщелинах между камней записки со своими молитвами. Земля Израиля – самая святая часть земного шара. Иерусалим – самый святой город мира и Израиля. Храмовая гора – самое святое место на земле.

Предания Стены Согласно старинной легенде, для того чтобы у народа возникло ощущение, что Иерусалимский Храм - это его общее достояние, царь Шломо разделил работы по его отделке и возведению внешних стен между различными слоями общества. Южную стену вокруг Храма было поручено построить представителям еврейской знати, восточную - коэнам и левитам, северную - богатым купцам, а западную - беднякам. Военачальники, коэны и купцы от всей души пожертвовали на строительство Храма огромные деньги, наняли на них рабочих из окрестных стран и поручили им возвести три стены вокруг Храма, оставив себе лишь роль надсмотрщиков и прорабов.  Но у бедняков не было денег, чтобы нанять рабочих, и они строили западную стену Храма своими руками, обильно поливая ее камни собственным потом. И когда ее строительство было закончено, с Неба раздался голос: "Собой клянусь, - говорит Господь, - что Западная стена будет стоять вечно и Шхина Моя не отойдет от нее".  В эту легенду можно верить, а можно - не верить, но факт остается фактом: Западная Стена пережила все исторические потрясения и сегодня остается последним дошедшим до наших дней осколком Первого и Второго Иерусалимских Храмов.  Когда Первый Храм был разрушен воинами Навузарадана, остов западной стены каким-то чудом сохранился - и вернувшимся на Землю Израиля вместе с Эзрой и Нехемией евреям при возведении Второго Храма, не пришлось строить заново эту стену, они лишь восстановили ее. Затем стену pеконструировал и расширил Ирод Великий, но именно расширил и реконструировал - в ее основе остались лежать те же камни, что были положены бедняками при царе Соломоне.  Когда Тит Флавий сжег Второй Храм, он вызвал к себе четырех центурионов и каждому из них поручил разрушить одну из стен, окружающих здание Храма. Три военачальника выполнили этот приказ, но четвертый - араб по имени Панган - приступив к работам по разрушению Западной Стены, внезапно отдал своим легионерам приказ прекратить их. При этом Панган не мог не сознавать, что, нарушая приказ, он приговаривает себя к смертной казни, но, видимо, явилось ему у Стены нечто такое, что было сильнее страха смерти. Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангана, как тот осмелился нарушить его приказ. - Я хотел, - ответил Панган, - сохранить ее для потомков, чтобы они восхищались твоими деяниями, Кесарь. - Прекрасный ответ, - похвалил Тит. - И за то, что у тебя так хорошо подвешен язык, я не предам тебя смерти за нарушение приказа. Вместо этого ты поднимешься на стену и спрыгнешь с нее - пусть боги сами решат, насколько угоден был им твой поступок.  Панган прыгнул вниз со стены и разбился насмерть. Но Западная Стена осталась стоять там, где стояла. И когда в течение долгих лет римляне запрещали евреям не только селиться в Иерусалиме, но и приближаться к развалинам Храма, евреи обозревали свою разоренную столицу с Масличной горы, и Западная Стена служила им главным ориентиром для определения того места, где стоял Храм.  Потом Святой Землей владели византийцы, которым не было никакого дела до Храмовой горы и Западной Стены, так что место это приходило во все большее запустение. Уже в VII веке, в Иерусалим пришли арабы, и халиф Омар пожелал точно выяснить, где именно располагался Иерусалимский Храм и его Святая Святых, ведь, согласно преданию, именно отсюда пророк Мохаммед вознесся на небо для разговора с Аллахом. Омар вызвал к себе десять еврейских старцев и потребовал указать это место, но они ответили ему отказом. Однако затем один из стариков вернулся и сказал халифу, что готов открыть тайну - при условии, что тот сохранит Западную Стену и разрешит молиться возле нее евреям.  Так на месте Святая Святых Храма, над камнем Мория, на котором Авраам собирался принести в жертву Ицхака, и у которого Яакову явилось знаменитое видение лестницы, появился Золотой купол Омара, но зато евреям снова разрешили селиться в Иерусалиме и молиться у своей святыни. Потом пришли крестоносцы и мамелюки, пожелавшие стереть саму память о том, что Иерусалим когда-то был еврейским городом. Во всяком случае, упоминания о Западной Стене надолго исчезают из всех исторических хроник и возникают снова лишь в XVI веке - когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно aрестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что старуха, христианка по вероисповеданию, живет в Бейт-Лехеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?! - О, повелитель, - ответила старуха, - у меня и в мыслях не было тебя оскорбить. Просто вот уже много лет, как наши священники обязали всех окрестных христиан выбрасывать мусор именно на это место. Жители Иерусалима должны выбрасывать туда мусор не реже двух раз в неделю, тот, кто живет в одном дне пути от Иерусалима - раз в неделю, а кто в трех днях пути - один раз в месяц.  Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков  золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих. Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена… Окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный. Он же не только разрешил евреям вновь молиться у Стены, но и выделил для этого специальный участок длиной в 28 метров и шириной в 3 метра.  На этом участке и молились евреи до 1949 года, когда по итогам Войны за Независимость Стена Плача оказалась в руках иорданцев.  Кстати, само название "Стена Плача" есть следствие ошибочного перевода.

Значение в иудаизмеСтена Плача является самым святым для иудеев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача. Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить ее в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы. Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.ав Реувен Куклин:Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина. На иврите она не называется «Стеной Плача». Ее название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». Ее часто называют на английском, а называют ее так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору. Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали ее «Стеной Плача». После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.

История Стены плача под сомнением археологовОдна из самых почитаемых святынь – Стена плача, или Западная Стена в Иерусалиме, была построена не в то время, которое принято считать. Об этом свидетельствуют обнаруженные под камнями фундамента монеты. Согласно общепринятому мнению, Стена плача была возведена царем Иродом, который умер в 4 г до н. э. Однако судя по монетам, это сооружение было построено несколько позже. По словам археологов, четыре обнаруженные под стеной бронзовые монеты были изготовлены во время правления римского проконсула Валерия Гратуса, предшественника Понтия Пилата, спустя 20 лет после смерти Ирода. Находки были датированы 17-18 гг. н. э. Таким образом, Ирод не мог построить стену, считают исследователи. Монеты были найдены в ритуальной ванне, которая предшествовала строительству обновленного религиозного комплекса на Храмовой горе. Обветшавший Иерусалимский храм не гармонировал с новыми великолепными зданиями, которыми Ирод украсил свою столицу. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме этого он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города. Похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона, и в то же время, пользуясь реставрацией Храма, усилить надзор за ним, что было достигнуто строительством, в полицейских целях, крепости во дворе Храма и устройством подземных ходов. В соответствии с текстом «Иудейской Войны» строительные работы начались на 15-ом году царствования Ирода, то есть в 22 году до н. э. «Иудейские Древности» сообщают, что осуществление проекта началось на 18-ом году царствования Ирода, то есть в 19 году до н. э. Чтобы не вызвать народного гнева и волнений, царь приступил к реставрации Храма лишь после заготовки необходимых для строительства материалов и окончания всех подготовительных работ. Были приготовлены около тысячи телег для транспортировки камня. Тысяча священников была обучена строительному мастерству для того, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Были приняты необходимые меры, чтобы во время работ обыкновенные службы в Храме не прекращались. Объем работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящен. В течение еще 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось долгое время после Ирода. Так, ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II, в период правления наместника Альбина (62-64 гг. н. э.). То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.Ирод наложил на Храм отпечаток греко-римской архитектуры. Тем не менее, устройство самого Храма было предоставлено традициям и вкусу самих священников. Таким образом, двор Храма, предоставленный Ироду и его архитектурным вкусам должен был потерять свой традиционный характер: вместо прежних трёхэтажных помещений вдоль дворовых стен, вокруг дворов была возведена тройная колоннада в эллинистическом стиле. В этом стиле были построены также «ворота Никанора» и фасад Храма. Однако, что касается строений, непосредственно связанных с храмовой службой, то здесь использовался традиционный стиль Востока.Внешний вид Храма Иосиф Флавий описывает так:«Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел.»История Храма ИродаХрамовая гора и Храм не только были настоящим сердцем Иерусалима эпохи Второго Храма, но и служили духовным центром всей еврейской нации. Начало антиримского восстания 66-73 гг. (Иудейская война I) ознаменовалось прекращением регулярных жертв за благополучие римского императора. При подавлении этого восстания римская армия, во главе с Титом, осадила Иерусалим. С самого начала осады военные действия сконцентрировались вокруг Храма. Осада и бои за город длились пять месяцев. Однако неоднократные попытки римлян овладеть стеной храмового двора не увенчались успехом, 9 августа Тит не приказал поджечь храмовые ворота. На следующий день в римском штабе состоялся совет относительно судьбы Храма. Согласно свидетельству Флавия, Тит намеревался пощадить Храм, но его подожгли римские солдаты. В то же время другой источник сообщает, что Тит требовал разрушить Храм. Как бы там ни было, Храм запылал. Удерживавшие Храм повстанцы сражались до конца и, когда пламя охватило здание, многие из них бросились в огонь. Храм горел в течение 10 дней, а к сентябрю весь Иерусалим был превращен в руины. Римлянами были пленены почти 100 000 жителей. Общее же количество погибших от меча, голода и пленённых за время войны, по свидетельству Иосифа Флавия, было около 1 миллиона 100 тысяч.Таким образом, спустя всего 6 лет после окончания строительства нового, роскошного Иерусалимского храма, в 70 году н. э. он был разрушен. Это произошло в тот же самый день по еврейскому календарю, в который вавилоняне сожгли Храм Соломона.Часть храмовой утвари из разрушенного Храма уцелела и была захвачена римлянами — эти трофеи изображены на рельефах триумфальной арки Тита на римском Форуме.

ИнтересноАрхеологи убедились, что Стену Плача построил не Ирод Великий. Одна из самых почитаемых святынь – Стена плача, или Западная Стена в Иерусалиме, была построена не в то время, как принято считать. Об этом свидетельствуют обнаруженные под камнями фундамента монеты. Согласно общепринятому мнению, Стена плача была возведена царем Иродом. Теперь израильские археологи утверждают, что Стену Плача построил не царь Ирод Великий, а римляне. Новые раскопки навели исследователей на мысль, что Ирод построил лишь три стены Храма, а четвертую - Стену Плача - не успел, и ее возвели римские прокураторы, примерно 20 лет после смерти царя-идуменянина. Найденные монеты датируются 17-18 годом н.э, то есть они были отчеканены через двадцать лет после смерти царя Ордуса. Место, где их обнаружили, исключает возможность того, что монеты могли попасть в раскоп случайно. Сейчас на месте снесенных кварталов работают археологи. Они расчищают фундаменты домов и старые ритуальные купальни – миквы. В одной из таких микв и была обнаружена сенсационная находка. Под плитами, которые положили на пол миквы, чтобы укрепить будущую насыпь найдено несколько монет, очевидно, потерянных строителями. Возможно, царь был более независим от власти Рима, нежели это считалось ранее.

retrobazar.com

История возникновения стены плача, записки с молитвами

Было бы удивительно узнать, что кто-либо на свете не знает или не ведает о «Святой земле», а именно стране Израиль, точнее сказать об Иерусалиме. Если сделать синхрон с иврита, то Иерушалаим получится, как «Город Мира». Все основные религии, можно сказать, возродились здесь, а именно:

1) Мусульманство.

2) Иудаизм.

3) Христианство.

Если сравнивать с другими городами на Ближнем Востоке, то Иерусалим считается самым древним. По сей день эти божественные места, находящиеся в старом районе города, имеют историческую и религиозную важность, находятся в хорошем состоянии и ждут верующих со всех концов мира.

Как известно, эта часть города имеет расстояние 0,9 км квадратных и состоит из четырёх частей:

1) Для Мусульман.

2) Для Евреев.

3) Для Христиан.

4) Для Армян.

В 1538 году Турецкий правитель соорудил вокруг него ограду. Стена плача стоит в центре, она есть самое божественное место поклонения израильтян.

Когда появилась Стена плача

Давайте снова обратимся к транслейту с иврита, потому что «А-Котель Маарави» (Стена) звучит как «Западная Стена». Оказывается, она одна из стен, которая уцелела после захвата Иерусалимского храма, уничтожения и поджога его Римским командующим, ставшим в дальнейшем Императором в 70 м году нашей эры. Однако собор стоял за оградой на Западном отвесе горы. После распада Иерусалима храм разрушили, а Иудея не только лишилась государственности, она не стала быть независимой, но так же утратила духовность. Город был полностью уничтожен, поэтому Император не разрушил одну стену от собора, чтобы показать влияние Римской Империи над Иудеей.

Ранние записи о Стене появились в Вавилонском Талмуде. Их написали евреи из Вавилона после разгрома Иерусалима по прошествии около одного или двух веков. Там повествуется следующее: Господь Бог пообещал людям, что это сооружение будет стоять вечно и вовек не рухнет и не разрушится, а так же никогда не уйдёт «Шехина» или Божественное присутствие.

Если говорить конкретно, то стена не имеет святости, просто после распада Иудеи она приобрела такое название, как знак духовности и увековечивания разрушенного храма, ещё это характеризуют насколько сильно люди верили в присутствие Господа.

Видная часть стены, которая стоит на утёсе Храмовой горы составляет 57 метров, она находится в древнем еврейском районе. Основная часть ограды 488 м в ширину и укрыта глазу за строениями, «выросшими» после разрухи.

Ещё остался «кусок» стены в южной стороне (80 метров) и не большой эпизод в западной, состоящий из семи метров. Он находится в Мусульманском районе Старого города возле Железных ворот.

Вышину стены можно разделить на две части: надземная и подземная. Вся высота 32 метра. Над землёй 19 метров, остальное внизу. Всего 45 рядов обтёсанного камня. 28 сверху и 17 снизу.

Интересным фактом является то, что весь нижний слой и несколько верхних были созданы в первом веке до нашей эры.

Оставшуюся часть достраивали, когда царствовала Византия и крестоносцы.

Как появилось название Стены Плача

Уже много столетий Стена плача являет собой, как символом надежды, так и возрождения духовной веры практически для всех народов, потому что тысячи паломников и верующих возносят свои молитвы к Богу. Уже в двадцатом веке стена стала местом споров между евреями и мусульманами. На арабском «Стена плача» это «Место скорби или плача». Палестинцы лицезрели, как евреи страдают и приходят поклониться Господу к ней, отсюда и стало такое название.

Западная стена в Иерусалиме

Споры о святости (другой) западной стены ведутся из тех времён, когда были ранние записи в целом о стене да и по сей день они не утихают. Одни утверждают, что она ничто иное, как святыня, другие же мудрецы полагают по другому, потому что она расположена за пределами границ разрушенного Храма.

Ещё в древние времена, паломники, которые приезжали к стене помолиться, брали цитаты из священного писания, вбивали гвозди в расщелины камней и писали свои имена на иврите. В дальнейшем это посчитали кощунством и надругательством над святыней, а значит прекратили такую практику.

Также некоторые паломники из-за границы евреи откалывали камни или того хуже собирали песок из расщелин, что могло бы привести к разрушению стены, поэтому в 1898 году Иерусалимский суд запретил это противоправное действие.

В давние времена перед тем как подходить к стене плача нужно было снимать обувь, а в 17 веке составили книжку сборник с молитвами, которые нужно использовать.

Молитвы возле стены плача

Сегодня поток молящихся не иссякает ни на минуту и днём и ночью: это не только евреи и люди из многих стран. Иудеи должны молиться на восточную сторону, где стоит Храмовая гора.

Говорят, те, кто здесь читает молитвы на этом святом месте, стоят перед престолом Славы Всевышнего и что здесь открываются врата рая всегда, и все обращения без исключения будут услышаны.

Возле Стены Плача есть большое пространство, которое тоже считается святыней и её нужно почитать и уважать в связи с еврейскими законами. Так же как и в синагоге мужчины и женщины молятся по разные стороны. Мужскому полу обязательно нужно покрыть голову, женскому нужно быть в не богатом убранстве.

Принято по окончании молитвы уходить от стены в таком положении, как стоял, т.е. лицом и не разворачиваться к ней спиной. В субботний день не разрешено здесь находиться с камерами или мобильными телефонами, считают, что это может нарушить святость данного места Шаббата.

Записки с молитвами

Многие стремятся попасть в Иерусалим с целью посетить Стену Плача, чтобы оставить там записочку с молитвой о своей беде или проблеме, можно сказать заветное желание. Эти «просьбы» оставляют в щелях меж кладкой или треснутых фрагментах. Так стали делать ещё 3 века назад. Впервые об этом написал автор Ребе Мункачер ещё в 18 веке. История говорит о том, что к одному еврейскому мудрецу и верующему пришёл человек, который совсем остался без денег на пропитание, тогда мудрец написал письмо на пергаменте и сказал вставить его в щель Стены Плача. Таких историй большое множество.

В наши дни каждый год в Святыне располагают около миллиона записок и обращений к Всевышнему. Туристы со всего света, знаменитости из Европы и все желающие могут сделать это. Для писем и записок специального формата нет, пишут на чём угодно: от тетрадных листов и цветной бумаги до фантиков от конфет, разными чернилами и на различных языках.

Рабби Шмуэль Рабинович главный раввин в Старом городе каждый год получает миллионы писем написанных Господу, все послания Рабби вкладывает в стену. На данный момент можно воспользоваться интернетом, чтобы отправить по электронной почте или же факсом. Все эти записки распечатываются и вкладываются по месту назначения.

Возникает вопрос: куда же девают все записки потом? Два раза в год Рабби Шмуэль с помощником извлекают из Стены Плача все письма и хоронят на кладбище на Масличной горе.

Каждый хоть раз в жизни, наверное, мечтает посетить Израиль, старый город с древней историей.

Поделиться ссылкой:

mydominfo.ru

Почему плачут у Стены Плача

Здесь оплакивают и празднуют, взывают и клянутся. Под ней Святая Святых, над ней Купол мира. Она – символ того, что осталось от прошлого, и то, что хотят возродить.Самая известная стена мира – Стена Плача.Из еврейского фольклора:Экскурсовод подводит делегацию к Стене Плача. У Стены стоит еврей и молится. Экскурсанты спрашивают: «Это правда, что в течение двадцати лет вы разговариваете с Господом?» - «Да, я с ним разговариваю три раза в день». – «О чем же вы с ним говорите?» - «Ну, утром я у него прошу немножечко здоровья, днем - немножечко денег, вечером - немножечко счастья». – «И что, вот так двадцать лет?» - «Двадцать лет!» - «И какие у вас ощущения?» - «Ощущения такие, что я разговариваю со стеной».

Почему же евреи так трепетно относятся к этой древней кладке?Стена Плача в Иерусалиме2. Стена Плача - единственная уцелевшая часть Второго Храма, построенного царем Иродом I Великим и разрушенного императором Титом в 70 г. (Первый Храм - Храм Соломона - был разрушен Навуходоносором в 586 г. до н.э.). Если быть совсем точным, то это не часть храма, а остатки опорных сооружений, окружавших Храмовую гору. Но они наиболее близки к Храму и поэтому стали величайшей святыней еврейского народа. Стена Плача в иудаизме считается местом шехины - Божественного Присутствия. Евреи верят, что раньше Божественное Присутствие в Храме было настолько очевидно, что не вызывало сомнений, и народ прямо говорил с Богом. Теперь Стена – это все, что осталось от того великого времени, его слезная память, а шехина разлита по всему миру.Стена Плача в Иерусалиме

3. Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача. Они оплакивают здесь утерянные Храмы и молятся о возрождении былой мощи Израиля. Как это не странно, но Первый и Второй Храмы были разрушены в один день (9 ава), но в различные годы. В священных писаниях говорится, что оба разрушения не произошли случайно. Евреи были наказаны за идолопоклонничество, кровопролитие и кровосмешение в первый раз и за беспричинную междоусобную войну - во второй. Сейчас у евреев нет Храма - есть только синагоги, молитвенные дома, где люди встречаются для совместной молитвы. Место для молитв перед Стеной Плача разделено на мужскую (левую) и женскую (правую) стороны.Стена Плача в Иерусалиме

4. Неевреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты: мужчины в кипах (ермолках), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины должны подходить к Стене с покрытой головой. Кипы и платки для покрытия головы и плеч можно получить на время (надо надеть перед входом на площадь, а выходя, положить на место). Но так как большинство туристов не опытно в ношении кип, а их все время срывает ветром, то и валяются эти белые шапочки под ногами.Стена Плача в Иерусалиме

5. Весь комплекс вместе со Стеной - это огромная синагога под открытым небом; есть даже официальный раввин Стены. С ней связано и очень много современных традиций. Здесь приносят присягу новобранцы ЦАХАЛ, мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проходят торжественные мероприятия.Стена Плача в Иерусалиме

6. Мужская и женская половины для молитв разделены пластиковым забором. А любой забор, как и любой запрет, только усиливает любопытство, противостоять которому, особенно в пубертатный период, просто нереально.Стена Плача в Иерусалиме

7. Собственно под Стеной Плача понимается 57 м открытого фрагмента древней стены вдоль западного склона Храмовой Горы, фасад которого выходит на большую площадь в Еврейском квартале. Однако это не вся сохранившаяся Стена. Ее полная наземная часть тянется на 488 м, но за плотной застройкой, вдоль всего склона Храмовой Горы, ее почти не видно. Другие открытые фрагменты - южная часть Стены (около 80 м) и Малая Стена – короткий (8 м) отрезок возле Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города. Полная высота Стены (в районе площади) порядка 32 м, при этом открытая часть – это только 19 м, остальное находится под грунтом. Она была сооружена из огромных обтесанных известняковых блоков без скрепляющего раствора, все камни очень плотно подогнаны друг к другу. Для большей эффективности, каждый новый ряд камней (а их 45) устанавливался уступом внутрь и поэтому Стена немного наклонена.Стена Плача в Иерусалиме

8. Из-за того, что в иудаизме женщинам запрещено молиться рядом с мужчинами, в семейных портретах у Стены Плача всегда присутствует еще один персонаж - забор.Видите эстакаду в верхнем углу снимка? В полный рост ее можно рассмотреть на втором фото. Это Марокканский мост (Мост Муграби) — деревянный мост, соединяющий площадь Стены Плача с Марокканскими воротами Храмовой горы. Эти ворота единственные, через которые Вакф позволяет немусульманам проходить для посещения комплекса Храмовой горы (мечетей Купол Скалы и Аль-Акса, Музея исламского искусства), а мост - единственный способ доступа к воротам. Мост открыт для посетителей с воскресенья по четверг в первой половине дня.Стена Плача в Иерусалиме

9. Кстати, фотографировать возле Стены можно в любое время, кроме ШабатаСтена Плача в Иерусалиме

10. При возведении Храма Ироду Великому пришлось пойти на хитрость, чтобы не спрашивать разрешения у Рима на подобное строительство. Он отправил в Рим гонца за разрешением, зная, что это займет много времени, а сам начал строительство. Когда гонец вернулся из Рима, строительство было закончено, а в ответном письме Октавиана Августа было написано: «Если не начал строить, то не строй. Если начал - разрушь. Если закончил - оставь все как есть».Стена Плача в Иерусалиме

11. По еврейскому закону, волосы замужней женщины должны быть покрыты. Это может быть парик, платок или любой другой головной убор. Руки женщины до локтя должны быть прикрыты рукавами, а ноги ниже колена – юбкой, поэтому, как и в синагогу, так и к Стене не принято приходить в открытых нарядах.Стена Плача в Иерусалиме

12. С момента появления синагоги существовал обычай разделения в ней мест между мужчинами и женщинами. Как утверждают еврейские историки, даже в Храме было специальное отделение для женщин. Почему? Вот как это объясняют раввины: «Согласно закону, большинство мужчин обязаны молиться, читать Тору и исполнять другие заповеди. Кроме этого, молитва - это обращение человека к царю всех царей (если хотите, встреча с царем). И существует опасение, что мужчины будут отвлекаться, если рядом с ними будут сидеть женщины. Поэтому выделено отдельное место для молитвы женщин - Эзрат нашим. Эзрат нашим размещается с краю центрального молитвенного зала, где молятся мужчины, или на балконе. Между Эзрат нашим и центральным залом, где молятся мужчины, построена стена, перегородка или просто висит штора».Стена Плача в Иерусалиме

13. Правила поведения возле Стены диктуют представители ортодоксального направления, потому-то площадь и поделена на мужскую и женскую части, причем женщинам, в отличие от мужчин, здесь под угрозой ареста запрещено во время молитв читать вслух свитки Торы, использовать ритуальное покрывало "талит" или трубить в рог "шофар"Стена Плача в Иерусалиме

14. Молитвы у Стены можно слышать на разных языках мира. Каждый молится по-разному. Кто-то, медленно покачиваясь, кто-то, прильнув лицом к стене, пытается услышать ответ на свои просьбы, а иногда сквозь молитвы прорывается плач, настоящий, навзрыд.Стена Плача в Иерусалиме

15. О том, что создать возле Стены смешанную - мужскую и женскую - секцию для молитв, разговоры и споры со стычками и вмешательством полиции идут более 20 лет. Но только в начале 2016-го удалось найти компромисс между различными течениями иудаизма. Решено приспособить для молитв южный участок Стены, который сейчас никак не используется, и отдать его тем, кого не устраивают нынешние порядки. Он имеет тот же статус, что и остальная стена. От других секций его будет отделять Марокканский мост. Получится, что все молящиеся равны и никто друг другу не мешает. Смешанная секция получит необходимое оснащение: религиозные книги, покрывала, свитки Торы и другие предметы, необходимые для молитвы. Там также предусмотрено место, где женщины смогут молиться отдельно, кому этого захочется.Стена Плача в Иерусалиме

16. В праздники и по субботам у Стены Плача наблюдается оживление: мужчины танцуют со свитками Торы, веселятся. На женской половине этого нет: женщинам не полагается веселиться. Они молятся Всевышнему о спасении жизни своих мужей и сыновей.Стена Плача в Иерусалиме

17. После войны за независимость в 1948 году Храмовая гора перешла под контроль Иордании и почти 20 лет года евреи к Стене Плача не допускались. Во время Шестидневной войны 1967 года израильские войска заняли Старый город и первым делом возобновили молитвы у Стены Плача.Стена Плача в Иерусалиме

18. Считается, что еврейская молитва очень сильна, и если, к примеру, позарез нужно остановит засуху, то евреи могут собраться и так помолиться, что хлынет ливень. А если написать записочку и положить ее в Стену, вне зависимости от вероисповедания (лишь бы вообще в Бога верил!), то твоя личная просьба обязательно выполнится. Поэтому все щели в Стене забиты записочками.Стена Плача в Иерусалиме

19. Между прочим, название Стена Плача многие иудеи считают оскорбительным и предпочитают термин Западная Стена (Котель Маарави), или просто Стена (Котель). «Стеной Плача» (The Wailing Wall) ее прозвали в XIX веке англичане, видевшие, как евреи проливают у нее слезы. Арабы, наблюдавшие ту же картину гораздо дальше британцев, назвали стену «аль-Мабка», что значит «Место Стенаний». Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется XI в.Стена Плача в Иерусалиме

20. Некоторые приходят к Стене, чтобы читать Книги псалмов, другие вкладывают между камнями листочки с просьбами к Всевышнему. В дни поста, посвященного разрушению Храмов люди, сидя на земле, читают Плач Иеремии и поют траурные мелодии.Стена Плача в Иерусалиме

21. Часто можно видеть, как при молитве иудеи раскачиваются. Этот обычай зародился еще в средние века. Так молящемуся проще отстраниться от всего земного.Стена Плача в Иерусалиме

22. Трогательный момент... Ведь нужно правильно сформулировать свое желаниеСтена Плача в Иерусалиме

23. Люди вкладывают меж камней Стены записочки с просьбами к Богу, от простых житейских просьб до пожелания мира во всем мире, а потом молятся или просто молчат…Стена Плача в Иерусалиме

24. Обычай вкладывать в Стену записки не нов. Еще в 1168 г. в записках еврейского путешественника, посетившего Эрец Исраэль в, есть сведения, касающиеся иерусалимских обычаев. В числе прочих, он рассказывает об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Еще один обычай - писать или выбивать на камнях Стены имена больных и вообще нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно найти около сорока надписей с выбитыми именами. Раввины Иерусалима осуждали эти странные поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки.Стена Плача в Иерусалиме

25. Почта Израиля оказывает услуги по доставке записок к Стене Плача. Подобные доставки осуществляются несколько раз в год, как только скапливается достаточно много писем к Богу. Стену и святые места Израиля курирует раввин Шмуэль Рабинович, он же их и размещает в Стене. Равви объясняет свое отношение к обычаю вкладывать в стену записки с просьбами так: для не умеющих молиться это зачастую единственная возможность выразить свое религиозное чувство, своеобразная молитва. А потому он не усматривает в этом "суеверия" или "невежества".А с развитием технологий, услуги по доставке посланий к Богу теперь доступны и он-лайн. Стоит этот сервис в сети порядка 9$Стена Плача в Иерусалиме

26. Между прочим, среди тех, кто пишет Богу, религиозных людей меньшинство. Большинство отправителей - туристы (евреи и неевреи) и экскурсанты из городов Израиля и других стран. Дважды в год все послания собирают и хоронят в гнизе (захоронение священных текстов) на Масличной горе, как принято поступать со всеми святыми текстами, в которых упоминается имя Бога.Стена Плача в Иерусалиме

27. За Аркой Уильсона, которая находится в северо-восточном углу Стены Плача (видно на пятом фото), находится синагога. Когда-то арка, высотой 23 м, открывала проход к воротам, которые во времена Иисуса были на одном уровне с поверхностью Храмовой горы. Обнаружил ее в 1864 г. исследователь и топограф Чарльз Уилсон, именем которого она теперь называется. В 2005 г. под руководством Раввина Стены здесь провели глобальную реконструкцию. Восстановительные работы в мужском секторе включали в себя Ковчег Торы, вмещающий около 100 свитков Торы, и новую комнату для писцов, которые оберегают свитки Торы, используемые у Стены, и ухаживают за ними. Новая структура включила также женский сектор, расположенный сверху над мужской молитвенной зоной, чтобы женщины могли впервые «принимать участие в службах, проводимых внутри под Аркой».Стена Плача в Иерусалиме

28. В специальном шкафу хранятся молитвенники (сидуры)Стена Плача в Иерусалиме

29. Правила поведения в синагоге вполне очевидны. Вести себя следует достойно, не перебивать своими замечаниями выступление раввина, не мешать громкими разговорами вести молитву кантору и т.д. и т.п. Не стоит брать с собой на молитву совсем маленьких детей, если они мешают молящимся. Раньше встречались синагоги, предназначенные лишь для молитвы, и тогда в этом помещении нельзя было даже разговаривать о делах, но в наше время почти все синагоги строят с тем условием, что в них можно заниматься и будничными делами.Стена Плача в Иерусалиме

30. Как считают евреи, Стена Плача - фрагмент стены, которая подпирала Храмовую гору, когда на ней стоял Храм, и будет подпирать Храмовую гору, когда на ней снова будет стоять Храм.Стена Плача в Иерусалиме

Местоположение: Старый город Иерусалима, Еврейский квартал.Часы посещения: всегдаВход: бесплатныйОдежда: скромная. У женщин должны быть покрыты плечи, у мужчин - головной убор (ермолка, кипа). Можно взять напрокат у Стены Плача.Запрещено посещение с домашними животными.В субботу и в еврейские праздники курение, фотографирование и использование мобильных телефонов запрещено.

Источники: loveisrael.ru, sinagoga.jeps.ru, jewishwoman.ru, guide-israel.ru, wikipedia.org, ru.chabad.org, ria.ru

aquatek-filips.livejournal.com

Что такое Стена Плача и почему она так называется? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н. э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась лишь Западная стена, она же Стена Плача. И хотя она не является непосредственно стеной Храма, а представляет собой лишь остатки опорных сооружений, которые некогда служили укреплением Храмовой горы, Стена Плача стала одной из главных святынь еврейского народа.

Свое название Стена получила от еврейского обычая приходить к этому месту и оплакивать Второй, а также Первый Храмы, разрушенные оба в один день, — девятого ава* — но в различные годы. Этот день у иудеев считается траурным.

Ежегодно на девятое ава к Стене стекается огромное число верующих. Так, в 2007 году в молитве участвовало более 100 тысяч человек. Согласно еврейскому Закону, при посещении Западной Стены и созерцании опустошённого места расположения Храма верующий обязан горевать и надрывать свои одежды.

Как выглядит Стена Плача?

Высота Стены около 15 метров. Она сооружена из огромных обтёсанных каменных блоков без скрепляющего раствора. Длина всей Западной Стены составляет 485 метров.

Откуда пошла традиция писать и оставлять в Стене Плача записки?

Практика оставления в Западной Стене записок, обращённых к Богу, началась более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом XVIII века. И по сей день люди разных национальностей оставляют в трещинах между камней послания со своими просьбами и молитвами. Раз в месяц записки собираются и закапываются в специальных ёмкостях на Масличной горе. Считается, что после этого все письменные обращения должны дойти до Всевышнего.

*Ав — пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август. В 2016 году день девятого ава выпадал на 13 августа.

www.aif.ru

Стена Плача в Иерусалиме, Израиль.

Много столетий Стена Плача, великая святыня иудаизма, является символом надежды и веры для многочисленных поколений евреев и местом их непрестанных молитв. В то же время у многих она вызывает неоднозначные и противоречивые взгляды. Что же на самом деле значит Стена Плача для еврея и как следует относиться к ней туристам?

Строительство Стены

Стена Плача – это фрагмент стены, подпиравшей Храмовую гору. Построена она была частично во время правления царя Ирода (в тот период жизни этого человека, когда он раскаялся в своих злодеяниях и стал творить праведные дела), а достроена уже после него, – в этом можно не сомневаться, так как в основании стены археологи нашли монеты, отчеканенные уже после его правления.

Согласно историку – современнику событий – Иосифу Флавию, постройка Стены Плача была завершена незадолго до Великого восстания (в ходе которого был разрушен Второй Храм), то есть через семьдесят лет после смерти Ирода. Видимо, большую часть строительства стены осуществил его внук Агриппа I.

Классический пример раскаявшегося грешника

Агриппанекогда был любимым собутыльником небезызвестного Калигулы. После прихода Калигулы к власти Агриппа получил во владение Галилею, Заиорданье и другие части Земли Израиля, а позже и остальную Иудею.

Никто не ожидал, что он вдруг откажется от места могущественного фаворита императора и уедет в далекую глушь, вместо того чтобы собирать налоги через наместника, но именно так и поступил Агриппа. Он уехал в Эрэц-Исраэль и лишь изредка навещал Рим, где, однако, не потерял своего влияния.

Агриппа, хорошо знавший Рим (как мало кто из римлян), проникся к его "всемирной" культуре отвращением и стал вполне праведным евреем, вложив все силы и всего себя в изучение Торы, обустройство Земли Израиля, в том числе в постройку Стены Плача, – той самой Стены Плача, к которой до сего дня приходит множество людей.

Котель Маарави

Да, это очень популярное место, но если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где находится Стена Плача, он не поймет, о чем вы говорите. В Иерусалиме нет Стены Плача, – есть Западная Стена (Котель Маарави), или просто Стена (Котель). А "Стеной плача" ее называют исключительно туристы, которые приезжают туда, чтобы вложить свою записку. Так ее прозвали в довольно позднее время англичане (The Wailing Wall), видевшие, как евреи проливают у нее слезы. И арабы, наблюдавшие ту же картину стенаний, назвали стену "аль-Мабка" – тоже "Стена Плача".

Но для народа Израиля страдания никогда не являлись центральной темой, и любое, даже самое мрачное пророчество и самый грустный рассказ всегда заканчивается чем-то обнадеживающим. Поэтому Котель в сознании народа остался Котелем, а никак не "Стеной Плача".

Могут ли волшебные камни исполнять желания?

Надо сказать, что 99% людей, приходящих к Стене Плача, делаютэто неверно и в лучшем случае бесполезно для себя. Люди, как правило, приходят сюда положить записку и просить исполнения желаний. Для большинства (в особенности для туристов, но и для незнающих израильтян тоже) Стена Плача – это просто "намоленное" святое место.

Но "намоленность" места – понятие не еврейское, а сугубо языческое. Такая "намоленность" свойственна, скорее, многобожию: помолился в святилище одного бога, потом у святого места другой религии, поехал в соседний город – там в святилище местного бога какой-нибудь камень потер, по принципу "главное, что на этом месте искренне молились люди, а кому – какая разница".

Многих привлекают такие модные слова, как "энергетика", "место силы" и так далее. Все это никому не понятные, но звучащие очень красиво, современно и прогрессивно понятия, однако они не имеют никакого отношения к Стене Плача. Стена Плача – это историческая постройка, и ее камни не является энергетическим место силы, а подобные верования не просто неподходящи, но и прямо противоречат самой ее сути.

Шхина и плач по Храму

Что же на самом деле такое Стена Плача и о чем там молятся? Попробуем объяснить это с помощью аллегории. Представьте, что у кого-то (не дай Б-г) пропала мать. Она когда-нибудь найдется, но он с детства не видел ее, и все, что у него от нее осталось, это платок. Он может быть совсем простеньким и дешевым, но если этот платок – единственное, что есть, имеющее отношение к пропавшей матери, которая когда-то носила его и когда-нибудь вернется и наденет его снова, разве не будет он беречь этот платок, как зеницу ока? Будет! Но не потому, что сам платок имеет какое-то значение, а потому, что он имеет отношение к пропавшей матери и к ее возвращению.

Так и Стена Плача – это единственное, что напоминает о Храме, который был разрушен два тысячелетия назад и который однажды будет построен снова, когда – мы не знаем, но ждем этого. В Мидраше сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина – Божественное присутствие (Бэмидбар Рабба 11, 2). Стена Плача является фрагментом стены, которая подпирала Храмовую гору, когда на ней стоял Храм, и будет подпирать Храмовую гору, когда на ней снова будет стоять Храм.

Поэтому у Стены Плача нельзя молиться, как у некой волшебной стены, исполняющей желания и записки тут совсем не при чем. А можно молиться лишь Всевышнему и лишь с пониманием, что ты пришел к чему-то, имеющему отношение к Храму. И распространяется данное правило не только на евреев, ведь к Храму Всевышнего приходили люди из разных народов. Подходя к Стене Плача, помни: ты пришел не к волшебным камням, а к Храму (прошлому и будущему), где молятся Всевышнему!

Лион Левинсон Историк-публицист и гид по Земле Обетованной. Женат, живет в Иерусалиме. Проводит групповые и частные авторские экскурсии.

loveisrael.ru