Стена Плача, или Западная Стена (Ḥā'iṭ Al-Burāq). Стена иерусалим


Израиль, Иерусалим, Храм гроба Господня и Стена плача: bepowerback

Прилетев в Израиль невозможно не побывать в его столице Иерусалиме и главной святыне всего христианского мира - Храме гроба Господня. Древний город, которому насчитывают более 3500 лет, покажется интересным для многих, вы окунетесь в атмосферу какой-то особой святости, таинственности и непроходящей волшебной сказки. В этом городе распяли Иисуса Христа и отсюда пророк Мухаммед поднялся в рай. По этим, отполированным миллионами ног каменистым улочкам, проходили цари и рабы, воины и паломники, торговцы и нищие.

В историческую часть города ведет 8 ворот: Яффские, Сионские (ворота Давида), Дамасские (Шхемские), Мусорные (Навозные), Львиные, Ирода (Цветочные), Новые и Золотые. Мы зашли в город через Яффские ворота, от них удобнее всего совершать прогулку по Старому городу.

Иерусалим поделен на четыре квартала: мусульманский, христианский, армянский и еврейский. Мусульманский квартал самый большой и его населяют арабы. Здесь находятся наиболее значительные места для мусульман мечети, они почитаются мусульманами наравне с Меккой. Тут огромное количество магазинчиков и лавочек, рассчитанных на туристов.

Армянский квартал самый маленький, они живут своей немногочисленной и замкнутой общиной, говорят на своем языке, учатся в национальных школах. Представители армянской диаспоры в основном занимаются творческими профессиями.

В центре христианского квартала находится Храм Гроба Господня, где, согласно церковной традиции, был распят, похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Туда то мы сначала и проследуем.

В еврейском квартале расположена святая святых иудейского народа - Стена плача, у которой сегодня тоже побываем.

Паломники идут в храм тем же путем, которым когда-то шел Иисус Христос - Виа Долороса, Крестный путь, Дорога скорби – это дорога, по которой Иисус Христос прошел от места приговора к казни до Голгофы. На Виа Долороса находятся девять из четырнадцати остановок Крестного пути Христа. Последние из оставшихся остановок находятся на территории храма Гроба Господня.

Древним узкие улочки, вымощеные камнем, идут через узкие кварталы и рынки. Без проводника тут очень легко заблудиться. Находиться в самой гуще базара непередаваемое ощущение. Как будто мы перенеслись веков на 10 назад в прошлое. Тут продается все: от ковров ручной работы до всяких мелких сувениров, бижутерии, сладостей. Каждый упорно зазывает к себе купить какую-нибудь безделушку.

Пройдя еще немного, мы очутились на площади перед Храмом Гроба господня. Тут всегда огромное количество людей, одни собираются войти в храм, а другие уже выходят. Войти в Храм можно через деревянные ворота - это единственное место, доступное для прохода обычным людям.

Прямо после входа в Храм расположен Миррский камень или камень помазания. По преданию, именно на него положили тело Иисуса Христа после распятия, чтобы подготовить к погребению. Если положить на этот камень любой предмет, то он будет освещен, поэтому сюда кладут крестики, свечи, иконки и прочее.

Гора Голгофа, где был распят Иисус, тоже находится в пределах Храма. Туда ведут узкие высокие ступеньки. Честно говоря, Голгофу я представлял совершенно по иному и никак не мог подумать, что это небольшой холм.

В глубине часовни через стеклянное окно видна расселина шириной 15 см, по которой, согласно традиции, кровь Христа достигла прах Адама. На нижнем уровне, под православным престолом Голгофы, находится так называемая часовня Главы Адамовой. Согласно преданию, распятие Иисуса Христа произошло на месте погребения Адама.

Внутренний интерьер Храма

Ротонда с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия.

Кувуклия - небольшая часовня, непосредственно в которой находится Гроб Господень. Очередь сюда самая большая, мы простояли около часа. Запускают по несколько человек, фотографировать там запрещено. Там я испытал самые необычные эмоции, которые сложно описать.

После Храма мы снова пошли по узким улочкам Иерусалима в сторону еврейского квартала и Стены Плача.

Чтобы подойти к стене, необходимо пройти металлодетекторы и показать содержимое сумок военным. Это место очень сильно охраняется, т.к. велика опасность террактов. Сама стена разделена на 2 части: слева мужская и справа более маленькая женская.

При ее посещении необходимо надеть кипу, они выдаются на входе.

Сами евреи называют ее Западной стеной, а название "Стена плача" возникло у христиан. Дело в том, что когда евреи молятся, то немного покачиваются и возникает ощущение, что они плачут. Еще есть традиция писать записки со своими желаниями и вкладывать в расселины между камнями стены. Если это сделать, то написанные желания обязательно сбудутся.

Выходили из Иерусалима мы через другие ворота - Мусорные. Отсюда открывается вид на Масличную гору - место, с которой Иисус вознёсся на Небо и на которую, возможно, вернётся в конце времён.

Провести день в таком городе - это ужасно мало. Я бы с удовольствием вернулся бы и подробнее изучил старые улочки Иерусалима и другие кварталы.

Все посты путешествия по Израилю:

bepowerback.livejournal.com

Кто построил Стену Плача?

Археологическая сенсация в Иерусалиме

Раскопки в Городе Давида (Древний Иерусалим) продолжают приносить сенсации археологии Земли Израиля. Пару недель назад в центре внимания оказалась Стена Плача, вернее, юго-западный угол Храмовой Горы. Общепринятое мнение среди археологов и историков говорит, что Храмовую Гору, включая Стену Плача, построил царь Ирод в конце 1-го века до новой эры. Это мнение является одним из столпов в археологии Иерусалима. Последние раскопки у подножия Храмовой Горы показывают, что значительная часть стен Храмовой Горы была построена десятки лет спустя смерти Ирода. Ирод начал грандиозное предприятие, но не закончил.

Однако, давайте начнем сначала. Во время последних раскопок дренажного канала, пролегавшего под центральной улицей Иерусалима времен Второго Храма, возле арки Робинсона (остатка от громадного перехода который вел на Храмовую Гору) были сделаны удивительные открытия. На глубине 6 метров под уровнем древней улицы были найдены несколько микв и цистерн для сбора воды. Они были частью жилого квартала, располагавшегося здесь до расширения Храмовой Горы согласно планам Ирода.

Перестройка Горы и Второго Храма началась в 22 году до н.э.. Согласно описаниям Йосефа бен Матитьяу (Иосифа Флавия) это было «самым большим строительным предприятием о котором когда либо слышали люди». Существовавшие ранее строения, мешавшие работам, были полностью разобраны, а вырубленные в скале полости заполнены землей. Одна из найденных микв, находилась как раз на месте намеченной Западной Стены. Древние строители Храма заполнили микву землей и камнями, сверху покрыли ее тремя большими каменными плитами, а на них установили первый ряд камней (основание) Западной Стены Храмовой Горы.

Во время последних раскопок была тщательно промыта и просеяна земля, наполнявшая микву. Именно здесь археологов ждал большой сюрприз. В этой микве, под основанием Западной Стены, были найдены 3 глиняные свечки, бывшие в обиходе в 1-ом веке н.э., и 17 бронзовых монет, последние из которых датируются 17/18 годом н.э. (период правления в Иудее Валерия Грата). Следовательно, строительство юго-западного угла Храмовой Горы, арки Робинсона (грандиозного подъема на Храмовую Гору) и центральной улицы Иерусалима у подножия Храмовой Горы было после 18 года новой эры. Иными словами, значительная часть Западной Стены была построена более 20 лет спустя смерти Ирода (в 4-ом году до н.э.), в период правления римских прокураторов.

Эти находки соответствуют описанию Йосефа бен Матитьяу, утверждающему что только во время правления Агрипы 2-го внука Ирода (правившего в начале 40-ых годов н.э.) работы по строительству Храмовой Горы были закончены, и 18 тысяч рабочих в Иерусалиме остались безработными. Ирод отстроил Храм и начал грандиозные работы по расширению Храмовой Горы, которые продолжались более 60 лет, долгие десятилетия после его смерти.

Святость Стены Плача и Храмовой Горы

Описанные находки и ответ на провокационный вопрос заголовка статьи, позволяют нам заново расставить величины на шкале Святости еврейского народа, а также исправить несколько распространенных ошибок насчет Стены Плача. Надеюсь, что последующие слова приблизят нас к пониманию истины и послужат к строительству, а не к разрушению (хотя новый подъем часто включает и изначальный спуск, разрушение и реконструкцию предыдущего – как в материальном, так и в духовном строительстве).

Само название «Стена Плача» не имеет никакого основания в Еврейской традиции. Стена не плачет. Это название небольшого фрагмента Западной стены Храмовой горы (а-Котель а-Маарави) было дано русскими христианскими паломниками 100лет тому назад. Его породил вид униженных евреев, оплакивающих разрушенный Храм у подножия (снаружи) Храмовой горы. В течение столетий евреи собирались в небольшом проходе у подножия стены Храмовой Горы (30 метров длиной и 3.5 метров шириной), в единственном месте, выделенном Турецкими мусульманскими властями для евреев. Наверх, или к другим стенам Храмовой Горы, вход евреям был запрещен.

В еврейской традиции Святость часто обуславливается ограничениями и разделениями. Есть разница во времени – между святыми днями (суббота и праздники) и буднями. Разница между людьми – в заповедях и требованиях, возложенных на коэнов (священников – потомков Аарона), на простых евреев (избранный народ) и на другие народы (заповеди Ноаха). Есть разница в святости Места – Земля Израиля, Иерусалим, Храмовая Гора, место Храма … .

На Храмовую Гору, по еврейской традиции, нельзя подниматься тому, кто нечист (или не очистился в микве) от нечистоты выходящей из тела (зав, зава, нида и йоледет). Те, кто нечист нечистотой мертвого (прикасался к мертвому или был с ним под одной крышей…) могут подниматься на Храмовую Гору, но не на место самого Храма и Азарот. Эти законы основаны на разделение лагеря еврейского народа в пустыне на 3 части – махане (лагерь) Шхина, Левия и Исраэль. Махане Исраэль это весь Иерусалим. Махане Левия, место расположения Моше и Аарона, это Храмовая Гора. При Моше находились останки Йосефа – соответственно не только тот, кто прикасался к мертвому, но и сам мертвый «разрешен» на Храмовой Горе. Махане Шхина, место Скинии и двора окружавшего ее, это место Храма и Азары – начиная с Эзрат Исраэль (но не включая Эзрат Нашим). (Подробный конспект законов Торы и Мудрецов по поводу подъема на Храмовую Гору можно увидеть у Рамба»ма, Яд а-Хазака, книга Авода, законы Биат а-Микдаш, глава 3).

В отличие от этого к Стене Плача может приближаться каждый (исключая лишь больного проказой, описанной в Торе, не известной на сегодняшний день). Святость Стены Плача, согласно еврейскому закону, это святость Иерусалима. Ведь мы находимся снаружи и у подножия Храмовой Горы, а стены Горы, во всей своей ширине, не были освещены. Сегодня у Стены Плача есть святость синагоги всего народа. Она функционирует как место молитвы евреев в течение последних 600-700 лет. Посещая Стену Плача, надо оказывать уважение, но никаким образом она не может быть заменой Храма и Храмовой Горы.

Один из аргументов приверженцев святости Стены Плача является термин Стена бедняков, появляющийся у Мудрецов. Мидраш говорит, что во время строительства Первого Храма, во время царя Шломо (Соломона), строительство западной стены досталось беднякам. В отличие от богатых, которые смогли нанять рабочих и построить другие части Храма «своим капиталом», бедняки строили своими руками. Благодаря этому В-севышний возлюбил именно эту Западную Стену, которая, по словам Мидраша, никогда не будет разрушена и за ней обитает Шхина (Б-ожественное присутствие).

Однако, Мидраш говорит о Первом Храме, а не о строительстве Ирода 1000 лет спустя. И также речь идет, скорее всего, о стене самого Храма, а не о подпорной стене окружающей гору, на вершине которой находился Храм.

Отсюда, наверно, развилось неверное (ложное) мнение, что только Стена Плача сохранилась со времен Храма. Это мнение можно услышать не только среди простых людей, но и в устах некоторых раввинов и несведущих экскурсоводов в Иерусалиме. Каждый, кто хоть немного знаком с Древним Иерусалимом, видел продолжение Западной Стены до встречи с Южной Стеной. Мог увидеть с Масличной Горы или попросту пройтись вдоль всей Восточной Стены Храмовой Горы. Да и небольшие части Северной Стены можно увидеть в Мусульманском квартале (построенном на Северной Стене Храмовой Горы).

Подъем на Храмовую Гору в наше время

Итак, если все стены Храмовой Горы сохранились, если после Шестидневной войны 1967 года мы можем подниматься на Храмовую Гору, если главные раввины Израиля, из ведущих авторитетов всего еврейского народа (рав Авраам Шапира и рав Мордехай Элияу за»ль), в 80-ых годах 20-го века высказались за строительство синагоги на Храмовой Горе. Так почему же до сих пор многие раввинские авторитеты заявляют «что по закону Иудаизма подъем на Храмовую гору строго запрещен»? Почему большинство людей продолжает молиться к Стене а не к месту Храма (Камень Основания под позолоченным куполом Кипат а-Села)? Почему новый музей Шаршерет а-Дорот, находящийся под прямым контролем раввина Стены Плача, практически возносит наружную Стену вместо Храма? Является ли это частью традиции Галута оставшейся внутри нас, или кто-то хочет этот Галут оставить в нас насильно, на Земле Израиля в возобновившемся еврейском государстве?

«Храмовая Гора в наших руках»!?

Начало падения обычно находится уже на взлете. Во время Шестидневной войны небольшой и изолированный народ Израиля чудесным образом достиг избавления от уничтожения и грандиозной победы над многочисленными и хорошо оснащенными врагами. Еврейский народ вернулся к самым древним наделам Земли Израиля – к Земле Танаха. Апогея войны была в момент провозглашения Мота Гура, командира десантной бригады освободившей Старый Город: «Храмовая Гора в наших руках». Сердце всего еврейского народа задрожало при этих словах.

Однако в тот же момент началось и падение. Десантники, раввины и генералы с вершины Храмовой Горы искали спуск к Стене Плача. В еврейском законе есть запрещение пройти через святое место, через синагогу, чтоб сократить путь. На арамейском языке, языке Талмуда, это называется капандария. В 1967 году это была общая капандария – шли через Храмовую Гору чтобы добраться до Стены Плача. Вы находитесь внутри дома, в святом месте, зачем искать наружную подпорную стену? Однако, как народ, мы помнили и мечтали о Стене Плача, откуда нас изгнали в 1948 году, а не о Храме. Храм был разрушен 2000 лет назад, да и со святой Горы нас изгнали мусульмане после строительства своих куполов более 1000 лет назад. Возвращение на Храмовую Гору было сверх всех мечтаний и ожиданий еврейского народа.

А через полчаса после первых десантников на Горе появился министр обороны Моше Даян. Он приказал немедленно снять Израильские флаги, повешенные солдатами освободителями, а через неделю передал власть над Храмовой Горой Вакфу (мусульманской религиозной собственности) со словами: «зачем нам этот Ватикан». Кроме главного раввина армии рава Горена практически никто не выразил протеста. С тех пор еврей может подняться на Гору как турист, но не как еврей. Нам даже запрещено молиться на Храмовой Горе – за это преступление израильская полиция выкидывает еврея наружу и открывает судебное дело за «нарушение общественного порядка». Наверно, это единственное место в мире, где еврею запрещено молиться. Однако это и единственное место в мире где, согласно Танаху, есть заповедь молиться.

Храмовая Гора в еврейской традиции

Храмовая Гора в еврейской традиции это сердце всего мира и всего еврейского народа. Отсюда началось творение мира, здесь был сотворен человек. На вершине горы было приношение Ицхака, там же был построен Первый и Второй Храм. Каждый молящийся еврей три раза в день просит отстроить Храм, место явного проявления Б-га в нашем мире, на том же самом месте – на вершине Горы. Храмовая Гора как точный барометр проявляет наше состояние на Святой Земле. На данный момент там правят арабы и израильская полиция, выполняющая в основном их директивы. А с вершины Горы из разу в раз выходит клич уничтожить еврейское государство. И все это положение создали мы сами и наши лидеры, отделенные от культуры и традиции своего народа.

В этой статье я, как гид в Иерусалиме, не хочу вмешиваться в спор между раввинами – нужно ли сейчас подниматься на Храмовую Гору или лучше туда не приближаться. Многие раввины запрещают подниматься на Гору и предпочитают оставаться внизу. А другие поднимаются наверх во главе своих йешив, в праздничных одеждах, после окунания в микве и других приготовлений. (При сопровождении представителей мусульманского Вакфа и израильской полиции). На мой взгляд, есть проблематичность у обеих сторон. Наверно, основа различия в этих позициях в осознании стадии избавления, на которой сегодня находится еврейский народ. Одни ощущают, что мы живем в период избавления, когда В-севышний собирает свой народ на Святой Земле, привел к воскрешению еврейской государственности и помог Израилю выстоять и победить на поле военного и политического мирового противостояния. А другие продолжают ощущать себя в Польском штетеле. Мы живем в ситуации, когда свет и тьма служат вместе и не всегда легко распознать где правда и как нужно жить.

Экскурсовод в Израиле Арье Парнис

parnis.co.il

Стена Плача, или Западная Стена (Ḥā'iṭ Al-Burāq)

Основной святыней иудеев в Иерусалиме является Стена Плача или, как её иначе называют, Западная Стена. Стена была возведена царем Иродом в 37–4 годах до н. э. вокруг Храмовой горы с оборонительной целью. Она представляет собой участок массивной опорной стены, которая уцелела после разрушения Второго храма римлянами в 70 году до н. э. Впоследствии стена стала молитвенным местом, где еврейский народ выражал скорбь по уничтоженной святыне. Именно это послужило причиной появления нынешнего названия — «Стена Плача». По размерам длина стены составляет 57 метров, а высота её видимой части — 19 метров. Материалом для строительства служили гладко обтесанные камни, сложенные друг на друга без какого-либо укрепительного раствора.

Это место является самым святым для представителей иудейской нации, которые приходят сюда не только помолиться, но и положить в расщелины между камнями записку с просьбой к Всевышнему. На сегодняшний день к Стене Плача может прийти любой человек независимо от вероисповедания и нации. Основное требование к посетителям — это скромный внешний вид с покрытой головой и в скрывающей тело одежде.

Желающие больше узнать об истории стены и посмотреть все её части проходят экскурсии по туннелям Западной Стены протяженностью 488 метров. Примерная стоимость такой экскурсии составляет 16 шекелей ($ 4) для детей и 30 шекелей ($ 8) для взрослых. Рядом с Западной Стеной также расположен познавательный центр «Цель поколений», в котором хранится экспозиция, рассказывающая об истории еврейского народа. Билеты в познавательный центр стоят около 35 шекелей ($ 6,5) для взрослых и вдвое дешевле для пенсионеров, а также для других лиц льготных категорий.

Стена Плача просуществовала много столетий и представала перед людьми в разном качестве. Сначала она не представляла собой ничего особенного и была лишь обычным продолжением одной из городских улиц. Постепенно стена приобретала в глазах еврейского народа святость, олицетворяя прошлое, настоящее и будущее, а также становилась воплощением мечты народа.

Евреи верят, что записки с желаниями, оставленные между камнями Стены плача, не останутся без ответа и мечты сбудутся. В обязанность Верховного раввина Стены входит вложение между камнями сообщений, присланных по почте.

Сразу после разрушения Второго Храма люди предпочитали собираться у других стен крепости, которые были в восточной и южной частях города. Однако, начиная с XVI века, который явился эпохой Османского правления, святость стены приобрела всеобщее признание среди иудеев. Со временем это место было расширено для всеобщего доступа и стало гигантской синагогой под открытым небом. Сегодня многие люди отмечают здесь семейные торжества, приезжают прочитать молитву у стены, или же просто притронуться к ней и загадать желание.

Наряду с иудейской традицией развивалась и исламская идеология, согласно которой именно с этого места вознесся на небо пророк Магомет. В связи с этим возникли серьезные разногласия по поводу контроля и ухода за этим историческим местом. На протяжении XX века Стена Плача несколько раз была завоевана и меняла своих владельцев. В 1948 году Стена попала в руки Иорданского легиона. Согласно договору перемирия, принятому в 1949 году, за евреями сохранялось право на посещение Стены. Однако этот договор никогда не соблюдался. По этой причине в 1967 году в ходе Шестидневной войны израильские парашютисты освободили Иерусалим, а вместе с ним и Западную Стену.

После воссоединения Иерусалима в 1967 году появились новые традиции, связанные с Западной стеной: здесь происходит бар-мицва (традиционное религиозное посвящение мальчиков, достигших 13 лет), приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проходят торжественные мероприятия в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.

Стена Плача в Иерусалиме: веб-камера, 

Согласно традиции, мужчины и женщины молятся отдельно: мужчины слева, женщины — справа. Лица других (неиудейских вероисповеданий) также могут посетить Стену при условии, что наденут кипу (головной убор, можно получить у смотрителей).

В субботу и праздничные дни у стены запрещено курить, фотографировать, пользоваться мобильными телефонами.

В районе Стены Плача есть также и другие интересные достопримечательности. Среди них Южная стена, арка Робинсона, Хасмонейские туннели, арка Вильсона, арка Беркли, колодец Уоррена.

График работы: ежедневно, круглосуточно, после религиозных праздников 10:00—22:00. Экскурсии (на иврите, английском) проходят с воскресенья по четверг 7:00—23:00, в пятницу 7:00—12:00.

Стоимость посещения: 25 ILS — взрослый, 15 ILS — детский и льготный.

Стена Плача: google-панорама

Туннели Стены Плача на Google-maps

Стена Плача: видео

 

www.tourister.ru

Стена плача в Израиле (Иерусалим)

Скорее всего, в мире вряд ли найдется человек, который не слышал бы о городе Иерусалиме. В переводе с иврита Иерушалаим означает «Город Мира». Он является колыбелью всего монотеизма и трех главнейших и самых распространенных религий мира, таких как Иудаизм, Христианство и Мусульманство.

Иерусалим один из самых древнейших городов на Ближнем Востоке.

На сегодняшний день очень хорошо сохранилась старая часть города, на которой располагаются святые места ключевой важности.

Традиционно Старый город был разделен на четыре квартала: Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский. Этот район Иерусалима был обнесен крепостными стенами, которые построил в 1538 году Османский султан Сулейман Великолепный. В 1981 году Старый город, площадь которого составляет 0,9 км² вошел во всемирный список наследия Юнеско. В центральной его части располагается Стена Плача - самое святое место для иудеев.

История возникновения Стены Плача в Иерусалиме

Стена плача на самом деле переводится с иврита как: « А-Котель Маарави» - «Западная Стена». Это единственная уцелевшая внешняя стена второго Иерусалимского храма, который был сожжен и уничтожен Римским полководцем, а позже ставшим императором Титом Флавием, летом 70 года н.э.

Сам же храм и его Святыня находились за этой стеной, на западном склоне Храмовой горы.

После падения Иерусалима и разрушения храма Иудея перестала существовать как государство, и евреи потеряли не только независимость, но и символ духовной веры. Иерусалим был полностью разрушен и сравнен с землей. Полководец Тит Флавий решил оставить лишь одну стену этого одного из величайших сооружений того времени. Дабы увековечить победу римской империи над Иудеей.

Первые упоминания о стене описываются в Вавилонском Талмуде, составленном еврейскими мудрецами Вавилонии через 100 -200 лет после разрушения храма. В нем говорится, что Бог поклялся народу Израиля в том, что эта стена никогда не будет разрушена и никогда от этого места не отойдет «Шэхина» (Божественное присутствие).

По сути, сама внешняя стена храма не являлась святым местом для евреев, но она приобрела этот статус после падения Иудеи, как символ об Иерусалимском храме и его значении для евреев после его разрушения.

Видимая часть древней стены это 57 метровый фрагмент, расположенный на склоне Храмовой горы, в центре старого еврейского квартала. На самом же деле «Западная стена» составляет 488 метров в длину, и в большинстве своем скрыта за постройками которые были возведены после разрушения храма.

Сохранился так же 80-метровый фрагмент южной стены, а так же короткий 7-метровый фрагмент стены на западном склоне, который расположен в мусульманской части Старого города около Железных Ворот.

Высота Стены Плача над землей составляет 19 метров, но общая высота стены имеет 32 метра. Она состоит из 45 слоев обтесанного камня, 28 слоев находятся над землей и 17 под ней.

Все подземные слои, а так же семь слоев над землей датируются 1 веком до н.э.

Остальные же каменные слои были достроены позже во времена правления Византийцев, а затем крестоносцев.

Происхождение названия Стены Плача

Стена Плача в Израиле в течение уже многих столетий для многих поколений евреев является символом надежды и веры, местом их молитв и паломничества. С началом зарождения движения сионистов в начале 20 столетия Стена стала одним из оснований для трений между еврейскими религиозными лидерами и мусульманскими сообществами.

Название этой стены - «Стена Плача» в переводе с арабского языка (el-Mabka) является «Место скорби или плача». Арабы, наблюдая за евреями, видели, что они приходят к ней, чтобы помолиться Всевышнему и поплакать о разрушении Храма. Вследствие этого они прозвали её Стеной Плача.

Святость Западной стены в Иерусалиме 

Ещё со времен составления вавилонского талмуда и по сей день между еврейскими раввинами и кодификаторами священного писания, ведется множество споров относительного того является ли Западная стена святыней. Одни кабалистические авторитеты полагают, что сама стена, как и Храмовая гора, считается священной. Другие мудрецы полагают иначе, мотивируя это тем, что сама Западная стена находится за пределами описанных границ Иерусалимского Храма.

В прошлом паломники, следуя различным текстам из Святого Писания, забивали гвозди в расщелины стены, и писали свои смена на иврите. Но со временем эта практика была полностью прекращена, после того как раввинский суд единогласно постановил что такие действия являются кощунством и компрометируют святость всей восточной стены в глазах нееврейского окружения.

Существовала и другая практика, которая состояла в том, что еврейские паломники из-за рубежа, часто выламывали в качестве талисмана кусочек камня из Стены плача, либо собирали песок, который находился в расщелинах между камнями. Но в 1898 году раввинский суд Иерусалима запретил подобные действия, указывая на то, что таким образом со временем стена может деформироваться, а то и полностью разрушится.

В древности существовала традиция, перед молитвой около стены плача снимать обувь, так же в 17 веке был составлен сборник молитв, которые следует произносить около этой святыни.  

Молитва около стены

Сегодня возле стены плача можно найти молящихся в разное время суток. Эта святыня притягивает многих евреев, как в самом Израиле, так и туристов из стран диаспоры.

Религиозные евреи всего мира обязаны, молится на восток – в сторону Храмовой горы.

Существует такое каббалистическое поверье, что «любой человек, который молится в Иерусалиме, на этом святом месте как будто молится перед Престолом Славы Всевышнего, так как здесь находятся врата рая, которые открыты для всех молитв»

На сегодняшний день площадь вблизи Стены плача имеет статус святыни, и по еврейскому закону к этому месту следует относиться с уважением. Как и в синагогах, на этом месте мужчины и женщины молятся отдельно друг от друга, мужчины обязаны быть с покрытой головой, а женщины в скромной одежде.

По традиции требуется чтобы, молящийся уходящий от Стены, отходил от неё лицом не поворачиваясь к ней спиной. По субботам (в Шаббат) у стены плача, запрещено находится с электронными приборами, такими как фотокамеры и мобильные телефоны так как они могут нарушить святость Шаббата.

Молитвенные записки

Люди приходящие чтобы помолится возле Стены Плача часто помещают в ее щели и трещины листки бумаги, на которых пишут молитвы и просьбы к Всевышнему. Так начали делать более 300 лет назад. Самое ранее упоминание об этом в начале 18 века было отмечено в книге Сефер Таамеи га-минхагим У’мекореи га-диним автором, которой является Ребе Мункачер. В рукописи рассказывается о том, что к великому еврейскому мудрецу и знатоку Каббалы Рабби Хаиму бен Атарому (Ор аХаим) пришел некий человек, который был очень обеспокоен, так как очень сильно обнищал и не мог уже покупать еду для себя и своей семьи. Рабби написал для него письмо на пергаменте и повелел поместить его в щель между камнями стены. В другой известной книге «Падэ Авраам» описывается еще одна история, связанная с учеником Рабби Хаима бен Атарома, который хотел из Марокко переехать в Иерусалим. Ор аХаим повелел ему по приезду положить записку в Западную Стену, в которой было написано «Бог Всемогущий, пожалуйста, дай возможность моему ученику по имени Азулай обрести в Израиле успех». Позже став великим мудрецом ученик Ор аХаима связывал свой успех с молитвенной запиской.

Сейчас в расщелины между камнями Стены Плача ежегодно помещается более миллиона писем и записок. Это стало традицией и для туристов, которые приезжают со всего мира, и для знаменитостей мирового масштаба, посещающих Израиль из-за границы. Записки пишутся практически на всех языках и в различных форматах. Для этого используются разнообразные чернила и самая разная бумага. Иногда, например это могут быть тетрадные листки, цветная бумага или даже обёртки от конфет и жевательной резинки.

Длина писем варьирует. Могут быть записки, состоящие буквально из нескольких слов. Также бывают очень длинные обращения. Обычно записки содержат просьбы ко Всевышнему о здоровье, спасение, богатстве и процветании. Также они могут включать в себя цитаты и стихи из Библии.

Ежегодно миллионы туристов и паломников со всего мира отправляются в святой город Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Желаний в Израиле, помолится возле нее и оставить письмо с просьбой к Богу.

Рабби Шмуэль Рабинович является главным раввином синагоги в еврейском квартале Старого города. Он получает сотни писем, которые адресованы «в Иерусалим, Всевышнему». Рабби Шмуэль все эти записки вкладывает в Стену.

Сейчас существуют онлайновые сервисы, которые предлагают просителям сайта отправить свои молитвенные письма, предназначенные для Западной Стены с помощью факса, электронной почты, текстовых сообщений. Отправленное таким образом письмо распечатывается и размещается в Стене. Такая служба была организована Израильской телефонной компанией, а также большим количеством благотворительных веб-сайтов.

Еврейский закон запрещает чтение чужих писем. Этот запрет был введен мудрецом Рабейну Гершомом. Поэтому категорически запрещается читать записки, вложенные в Западную Стену. Также их запрещено выбрасывать.

Существует несколько мнений относительно того, как поступать с записками, оставленными в Стене, стоит ли их хоронить или сжигать. Согласно мнению раввина Шмуэля Рабиновича, который является автором книги «Обычаи и законы Западной стены», сжигание является «чистым» способом обращения с письмами, но всё же хоронить их считается более почётно.

Два раза в год Рав Шмуэль Рабинович со своими помощниками собирают записки, которые были оставлены в Стене, и хоронят их на еврейском кладбище, расположенном на Масличной горе.

liliya-travel.ru

Экскурсия Иерусалим Стена Плача — Эйлат Израиль 2018: экскурсии и отели

Отдых в Израиле. Лучшие экскурсии в Иерусалим к Стене Плача.

Ха – Котель – Маарави, в простонародье «Стена плача» это:

1) святое место, которое смогло сохраниться после разрушения Храма римлянами в 70году н.э.

2)место паломничества и молитв,

3)место обращенных к Богу желаний евреев уже в течение многих лет.

Подойти и помолиться к ней можно в любое время 365 дней в году.

Храмовое сооружение раскинулось на возвышенности в Иерусалиме, оно видно на далекие расстояния – здесь царь Соломон выстроил Храм, каких не было во всем Иерусалиме.

Существует несколько легенд относительно возникновения святыни. Рассказывают, что Авраам – привел сюда своего сына Исаака, который родился у них с женой уже в позднем возрасте и был вымоленным у Бога. И велел Бог, сына принести в жертву ради исполнения завета.

Можно только догадываться насколько сложным испытанием такое повеление стало для отца, и какой жестокой проверкой верности являлся этот приказ. И вот когда Авраам уже занес нож над сыном, вдруг прервал его Ангел, сказав: «Не нужно!». Прошел проверку Авраам и в жертве сына не было смысла. Молодая овца была найдена для окропления холма жертвенной кровью.

Согласно другой легенде, всех иудеев принудили участвовать в строительстве храмового комплекса. Разные стены были отданы под строительство разным кастам (знатным и богатым евреям, священникам, потомкам Аарона и беднякам).

Люди обеспеченные, чтобы придать величественность своим стенами вложили большие суммы, напротив бедный люд в силу отсутствия средств, руками складывали тяжелые камни на стену. Когда Господь увидел эту ситуацию, предупредил он Соломона, что, наступит время, и храм будет варварски разрушен, но Западная стена, которую поставили бедняки – устоит. И будет зваться она Стеной Плача.

Много лет в силу властвования арабских племен, евреи не имели возможности приходить в Иерусалим, что для них было невыносимо. Но с появлением междоусобиц между захватчиками было разрешено иудеям приходить к Стене и иметь возможность оплакивать разрушение Храма и последующее разобщение народа.

Если во время экскурсии в Иерусалим к Стене Плача обратить внимание на стыки между камнями, то можно заметить, что камни заложены без раствора, а между ними белеют листочки. Это записки посетителей, написанные аккуратным почерком, обращенные к Богу просьбы и желания. Раввины ежегодно собирают листочки, складывают в ковчежец и с молитвой хоронят их на Масличной горе. Считается, что просьбы обязательно дойдут до Бога и он исполнит их, когда придет время.

Посещать необходимо в чистой и скромной одежде. Мужчины обязательно должны покрыть голову кипой, а женщины голову и плечи. Необязательно приносить платок и кипу с собой, вполне можно взять их у стены, и вернуть на обратном пути. Женщины молятся у правой части, а мужчины у левой. Время пребывания у стены не ограничено, можно находиться столько, сколько требует душа.

Ха – Котель – Маарави это место обязательное для посещения при путешествии в Иерусалим. Это место помогает понять страну и себя.

Экскурсии в Иерусалим

Чаще всего в Израиле туристам предлагают следующие экскурсии по Иерусалиму:

  • Экскурсия Иерусалим город трех религий,
  • Экскурсия Иерусалим православный,
  • Экскурсия Иерусалим христианский,
  • Экскурсия Иерусалим подземный,
  • Экскурсия Иерусалим и Вифлеем,
  • Экскурсия Иерусалим и Мертвое море.
Вы можете заказать эту или любую другую экскурсию и оплатить ее уже непосредственно в Израиле . Для этого напишите нам и укажите какая экскурсия Вас интересует, даты, количество людей, есть ли среди вас дети и их возраст.

Написать

israel-eilat.ru

Стена Плача в Иерусалиме — Эйлат Израиль 2018: экскурсии и отели

Стена Плача представляет собой часть западной стены Второго Храма, разрушенного римлянами в семидесятом году нашей эры.

Этот уцелевший участок стены имеет длину четыреста восемьдесят пять метров и высоту тридцать два метра. Большая часть кладки скрыта под землей. Открытая же часть выступающая над землей пятьдесят семь метров длиной и девятнадцать высотой. Остальная часть находится под землей.

Иногда те, кто собирается посетить Израиль впервые, Стену Плача ошибочно называют Плачущая Стена. На самом деле плачут не камни стены, а люди, находясь возле разрушенной святыни.

Стена сложена из сорока пяти горизонтальных слоев огромных, гладких камней. Двадцать восемь слоев видны над землей. Камни в высоту имеют размер около метра, а в длину от полутора метров до трех. Весят они от двух до шести тонн. Очень выделяется размерами из общей кладки один из камней. Размеры этого гиганта впечатляют – его длина тринадцаь метров, а вес пятьсот семьдесят тонн!

Стена Плача на Видео

Автор: Олег Голубчик.

Стена Плача находится в Израиле, в Старом городе Иерусалима на Храмовой горе так же известной как гора Мориа.

На английском ее называют The Western Wall, на иврите – Котель Марави (котель - כותל  - стена, марави -מערבי – западная), на французском Mur des Lamentations (Mur – стена, Lamentations – стенание), на немецком Klagemauer (кlage – жалоба, mauer – стена). На арабском el-Mabka – место стенаний. Название Стена Плача скорее всего произошло от ее первоначального названия на арабском. Арабы, видя что евреи приходят на это место оплакивать разрушение Храма, дали ей такое имя. Значение стены для евреев заключается в том что это единственное материальное, что спустя века напоминает о величии Первого Храма и что возле этой стены присутствует Шхина – чему можно дать определение как Божественное присутствие.

В Иерусалиме в Музее Израиля есть модель Старого города и Второго Храма.

История донесла до нас историю Стены Плача.

Первый Храм был построен царем Соломоном в 10 веке до нашей эры по завету отца, царя Давида. Храм олицетворял объединение Израильского Царства. В пятьсот восемьдесят шестом году вавилонянский царь Навуходоносор разрушил его, а сокровища и богослужебные предметы были разграблены. Иерусалим был сожжен, а уцелевших после штурма города жителей Иудеи угнали в рабство.

Второй Храм был построен в пятьсот шестнадцатом году до нашей эры. Строительство было заложено Киром Великим, разрешившим изгнанникам вернуться в Иудею, а Ирод Великий реконструировал Храм.

В семидесятом году нашей эры римская армия, во главе с Титом, подавляя антиримское восстание, осадила Иерусалим. Спустя пять месяцев осады и боев римлянам удалось подавить сопротивление.

Иерусалим был сожжен и превращен в руины, Храмовая гора была распахана.  Второй храм разграблен и разрушен спустя всего шесть лет после завершения строительства. Он перестал существовать в тот же день что и Первый храм – 9-го Ава по еврейскому календарю.

По словам пророков на Храмовой горе будет воздвигнут и Третий храм.

А пока каждый день к Стене Плача приходят израильтяне и паломники проехавшие тысячи километров. Чтобы помолиться, подумать и оставить записку в щелях между камнями западной стены Второго Храма с просьбами о здоровье, достатке, исцелении.

Как видите, понятие Плачущая стена в Иерусалиме не имеет ничего общего с реальностью. Такого места в древнем городе нет. Речь идет о Западной Стене, Стене Плача.

israel-eilat.ru

Стена Плача - Иерусалим

Из Википедии: Стена Плача была возведена царём Иродом (37–4 гг. до н. э.) и служила опорной стеной для поддержания земляной насыпи, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтесанных камней (средняя высота камней 1–1,2 м, длина — 1,5–3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филенкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается еще 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.

В западной традиции Западная стена известна в качестве «Стены Плача», поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.

По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи к Стене Плача не допускались, что являлось грубым нарушением договора с Израилем о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские десантники захватили контроль над Старым городом Иерусалима и город был воссоединён.

Стена Плача является самым святым для евреев местом: религиозные евреи мира молятся в сторону Израиля, евреи в Израиле молятся в сторону Иерусалима, а евреи в Иерусалиме молятся в сторону Стены Плача.

Евреи со всего мира прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.

Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Некоторые элитные подразделения Армии Обороны Израиля приносят присягу перед Стеной Плача.Если отправить письмо по адресу "God, Jerusalem, Israel," (Израиль, Иерусалим, Богу), то почтальон вложит письмо в одну из трещин между камней "Стены Плача"

wikimapia.org