«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей». Развивающая стена


«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей»

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ №2»

Доклад на тему:«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей».

Подготовила воспитатель:

Никитина О.Ю.

Апрель 2017г.

«Разве не интересно хотя бы прикоснуться

к одной из самых сокровенных тайн человечества – к тайне

превращения новорожденного младенца

в самостоятельного человека?» Симон Соловейчик (философ)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нём определены требования к условиям реализации общеобразовательной программы и обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений. По мнению учёных, самостоятельность как интегративное личностное качество объединяет и знания, и нравственно-волевые качества, и чувства. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность проявляется в сочетании личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыка самоконтроля и самооценки действий и поведения. Интерес к проблеме развития самостоятельности обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности. К сожалению, для многих взрослых самостоятельный ребёнок тот, который делает всё, что ему скажут, и при этом не требует помощи от взрослого, но это не совсем так. В педагогике считается, что дети должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, а также предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Не все воспитатели готовы к переосмыслению и освоению новых 3 способов развития и обогащения самостоятельной детской деятельности, к модернизации среды, которая является необходимым условием для организации этой деятельности. Следовательно, возникает необходимость ориентировать воспитателей на рефлексию собственной деятельности в заданной области, повышение компетентности в организации среды, которая бы побуждала ребёнка к самостоятельной деятельности и позволяла свободно использовать её компоненты. Cоздании в каждой группе развивающей стены, предназначенной для организации самостоятельной образовательной деятельности ребёнка и позволяющей ему познавать, творить – и все это в игре. Кроме того, такие стены дают возможность педагогам реализовать принцип ФГОС ДО, который заключается в реализации ООП, прежде всего в форме игры. На первом этапе реализации проекта педагоги изучили литературу по заданной области, затем через различные формы методической работы (консультации, сайт-экспедиции, бюро находок, работу творческих групп, дизайн мастерские, педагогическую типографию, педагогические практикумы) разработали проекты будущих развивающих стен, продумали систему работы с ней, изготовили игры и пособия. Одним из важных этапов стало освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги. Итак, что же такое развивающая стена? Развивающая стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Реализуя ещё один принцип ФГОС ДО «признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений» педагог, организуя работу с развивающей стеной, не пытается руководить ребёнком и направлять в нужное русло, а напротив - уважает его интересы и индивидуальные особенности развития. Он является наблюдателем, не вмешиваясь в деятельность, даже с целью поощрения. Предлагая выполнить задание, не навязывает ни темпа, ни процедуры решения, он не оценивает шаги к его выполнению. Следовательно, деятельность детей, занимающихся решением задачи самостоятельно, не регламентируется извне взрослыми. Педагог не подталкивает детей к правильному решению, он не сообщает ответ в случае затруднения. Однако деятельность детей управляема, но не взрослыми, а самим содержанием того задания или игры, над которыми они работают. Для изготовления игр и пособий для развивающей стены педагоги использовали самый разнообразный материал, большая часть которых создана с использованием плёнки для ламинирования и магнитной плёнки. Пригодились игры на магнитах производственного изготовления, такие как буквы, цифры, мозаика. Обязательным приложением к многим играм стали образцы, схемы, карты-алгоритмы и т.д. Они особенно важны для младших 4 дошкольников, когда ребёнок ещё не может обойтись без помощи и подсказки. Педагогами изготовлены игры по всем образовательным областям. Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей. Так, для младших дошкольников первоначально понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Затем дети выкладывают конкретную фигурку с помощью образца. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него. Для развития изобразительных способностей, в младших группах используются игры такие как «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку» и т.п. В старшем возрасте предлагаются более сложные дорисовки. Например: «Дорисуй человека». Педагогами изготовлено множество игр по ФЭМП. Для детей среднего дошкольного возраста, таких как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Для старших дошкольников: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши». Разработаны многофункциональные пособия, которые можно использовать для творческой деятельности и для развития речи. Для старших дошкольников созданы речевые игры, игры с элементами обучения грамоте: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т.д Большое внимание уделено логическим играм, таким как «Что сначала, а что потом..», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом». Все игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, хранятся в оборудованных для них шкафчиках, на полочках и всегда доступны детям. Так как, практически все игры на магнитах, соответственно центральным звеном развивающей стены является магнитная доска, которая дополнена различными элементами. Это могут быть леска и прищепки, наборное полотно и ткань с лентой-липучкой, геодоска, втулки и вкладыши. Развивающая стена снабжена всевозможными материалами: маркерами, цветной изолентой, фишками, магнитами, которые размещены в специальных кармашках. Кроме того, на магнитную доску можно навешивать панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может являться обычная стена с нарисованным сюжетом с небольшими металлическими пластинами, на которые легко крепятся фигурки на магнитах. Дизайн стены в каждой группе индивидуален. Как правило, дизайн стены соответствует названию группы. Так, например, в группе «Полянка» все уголки выполнены из одного материала - связаны из ниток. Заходя в группу, 5 действительно ощущаешь себя как на поляне. Ягодка – это уголок дежурства, грибочки – уголок настроения, мышка украшает выставку детского творчества, а цветы – элементы развивающей стены.. Под каждым деревом педагогом заранее крепится геометрическая фигура, которая подскажет ребёнку в каком конверте находится задание. Ребёнок должен найти конверт с такой же геометрической фигурой. В Группе «АБВГДейка» ребята встречаются с «живыми» буквами. Каждая буква детям готовит свои задания. Например буква «М» всегда приносит задания по математике, буква «Л» отвечает за логические игры и т.д. Система организации работы с развивающей стеной в каждой группе индивидуальна. Каждый педагог сам выбирает каким образом будет осуществляться работа с развивающей стеной. Как правило, в младших группах, в силу возрастных особенностей задания даются на один день. В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц. Так в подготовительной группе «Морячки» система организации работы с развивающей стеной рассчитана на неделю. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает детям разрешить её в течение недели. Например, к детям приходит Буратино и рассказывает детям о том, что лиса Алиса и кот Базилио выкрали ключик, который случайно разломился у них на пять частей. Кот и лиса согласились вернуть ключик по частям при условии, что будут выполнены задания, находящиеся в конвертах. Таким образом. Детям каждый день предлагается конверт, соответствующий дню недели. В понедельник детям предлагаются задания по ФЭМп, во вторник по развитию речи и т.д. Работа с заданиями осуществляется детьми в течение дня поочерёдно в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Как правило, дети работают у стены по пять человек, в то время когда остальные дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером, после того как все дети поработали возле стены, они получают одну часть золотого ключика. В пятницу весь пазл с изображением золотого ключика будет собран и проблемная ситуация разрешиться. Когда дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними и помечает в тетради наблюдений как дети справились с ним. Как правило, дети справляются со всеми заданиями, так как они составлены уже по пройденным темам. Если же у ребёнка наблюдаются затруднения, то педагог работает с ним индивидуально. Лучше всего, если эта работа будет проведена не сразу и не возле развивающей доски, а чуть-чуть позже. Такой поход оградит ребёнка от возникновения неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и развивающей стене. После индивидуальной работы с ребёнком, чтобы 6 отследить как ребёнок понял тему, педагог готовит для него подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым располагает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии возле конвертов, понимают, что они предназначены им. Система организации работы с развивающей стеной в группе «Солнышко» рассчитано на месяц. Так в начале месяца воспитатель готовит задания, раскладывает их в цветные конверты. Например, в красные конверты – по ФЭМП, в жёлтые по развитию речи и т.д. К развивающей стене каждый день педагог крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые и вкладываются конверты с заданиями. В основе организации работы с развивающей стеной группы «Солнышко» лежит интерактивное обучение, основанное на равноправии всех участников деятельности, объединённых в микрогруппы из 4-6 человек и имеющих лидеров. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы деления на микрогруппы: «найди команду по геометрической фигуре», «найди команду по цвету», «найди команду по цвету одежды», «команду набирает назначенный лидер по взаимным симпатиям» и т.д. Набранная команда существует весь месяц, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например жёлтый конверт. Этого же цвета конверт они могут выбрать и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, так как они уже выполняли это задание. Педагог же отслеживает, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации команда в течение месяца успевает поработать со всеми конвертами. В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формируются новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и обязательно побывать в роли лидера. В условиях систематической организации педагогом детской деятельности с развивающей стеной, произойдут положительные изменения в жизни детей и педагогов Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов развивающая стена Методы обучения Опосредованные, преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка. Педагоги ческие средства - актуализация имеющегося личностного опыта ребенка; - целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка; - исследовательская деятельность; - творческая деятельность и т.п.7

infourok.ru

«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей»

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ №2» Доклад на тему:«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей». Подготовила воспитатель: Никитина О.Ю. Апрель 2017г. «Разве не интересно хотя бы прикоснуться к одной из самых сокровенных тайн человечества – к тайне превращения новорожденного младенца в самостоятельного человека?» Симон Соловейчик (философ) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нём определены требования к условиям реализации общеобразовательной программы и обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений. По мнению учёных, самостоятельность как интегративное личностное качество объединяет и знания, и нравственно-волевые качества, и чувства. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность проявляется в сочетании личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыка самоконтроля и самооценки действий и поведения. Интерес к проблеме развития самостоятельности обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности. К сожалению, для многих взрослых самостоятельный ребёнок тот, который делает всё, что ему скажут, и при этом не требует помощи от взрослого, но это не совсем так. В педагогике считается, что дети должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, а также предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Не все воспитатели готовы к переосмыслению и освоению но

schoolfiles.net

Как работать с развивающей стеной – выбор педагога

Поиск Лекций

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на один день. В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или месяц.

Например, в подготовительной группе «Морячки» работа с развивающей стеной рассчитана на неделю. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить ее в течение недели.

Однажды в группу пришел Буратино и рассказал, что лиса Алиса и кот Базилио украли у него ключик, который случайно разломился на пять частей. «Воришки» согласились вернуть ключик по частям при условии, что дети выполнят задания. Каждый день воспитанники получали конверт с заданиями, соответствующими дню недели: в понедельник – задания по ФЭМП, во вторник – по развитию речи и т. д.

Дошкольники выполняли задания в течение дня поочередно, в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирались по пять человек, в то время когда остальные дети были заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером они получали одну часть золотого ключика. В пятницу воспитанники собирали весь пазл с изображением золотого ключика. Таким образом проблемная ситуация разрешалась.

Пока дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними. Он ведет тетрадь наблюдений, отмечая, как дошкольники справились с заданием. Как правило, воспитанники легко выполняют их, поскольку они связаны с пройденными темами.

Если ребенок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанника от чувства неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладет его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребенка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Работа с развивающей стеной в подготовительной группе «Солнышко» рассчитана на месяц. В начале месяца воспитатель готовит задания и раскладывает их в цветные конверты: в красные – по ФЭМП, желтые – по развитию речи и т. д. К развивающей стене педагог каждый день крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые он помещает конверты с заданиями.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:

· равные права для всех участников деятельности;

· работу в микрогруппах из 4–6 человек;

· определение лидеров.

Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы: объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и т. д. Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день.

В первую неделю одна из команд может выбрать, например, желтый конверт. Конверт этого же цвета они выбирают и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник желтый конверт, т. к. уже выполняли это задание. Педагог контролирует, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации члены команды в течение месяца успевают поработать со всеми конвертами.

В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формирует новые команды. Важно, чтобы каждый ребенок мог поработать в группе со всеми сверстниками и побывать в роли лидера. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания (или игры) «диктует», что им делать.

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. При систематической организации самостоятельной детской деятельности на развивающей стене педагоги увидят положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации. Влияние, которое оказывает развивающая стена на детей и педагогов, представлено в приложении.

Как правильно организовать самостоятельную деятельность детей на развивающей стене? • Не руководить ребенком, а уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. • Наблюдать, а не вмешиваться в деятельность ребенка даже с целью поощрения. • Не навязывать темп выполнения задания, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению. • Не регламентировать деятельность ребенка. • Не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения.

 

Приложение

poisk-ru.ru

Работа с развивающей стеной требует подготовки

Поиск Лекций

Чтобы педагоги эффективно использовали развивающую стену в работе с детьми, нужно провести с ними предварительную работу. Формы методической работы разнообразны. Рассмотрим самые эффективные из них.

Сайт-экспедиции. Старший воспитатель подбирает необходимую информацию в Интернете, составляет аннотации к ней, формирует перечень ссылок на сайты и размещает на специальной странице на сайте ДОО или в папке для комментариев на рабочем столе компьютера в методическом кабинете. Педагоги самостоятельно заходят на сайты (в удобное для них время), опираясь на рекомендации старшего воспитателя, и оставляют комментарии.

Например, старший воспитатель находит сайты, где представлены мастер-классы или проекты по изготовлению пособий или дидактических игр из бросового материала. Педагоги делятся друг с другом идеями, собранными во время сайт-экспедиций, обсуждают, как данный опыт можно использовать для модернизации и наполнения развивающих стен.

Благодаря сайт-экспедиции педагоги быстро просматривают материалы по актуальной теме, знакомятся с отзывами и комментариями коллег. Старший воспитатель понимает, насколько они ориентируются в этой теме. Анализируя реакцию педагогов, он оперативно корректирует содержание работы. Благодаря этому педагоги усваивают новый материал быстро и в полной мере.

«Бюро находок». Старший воспитатель создает специальную папку на рабочем столе компьютера в методическом кабинете. Она может включать неограниченное количество разделов: «Взаимодействие с семьей», «Летняя прогулка», «Дидактические игры», «Творчество с детьми» и т. д. Разделы формируются по мере нахождения материала по теме.

Находкой становится не любая идея или интересный материал, а их неожиданное применение в новых условиях, оригинальное (или оптимальное) решение проблемы, предложенное кем-либо или найденное в процессе самостоятельного поиска.

Например, старший воспитатель находит материал по созданию и обогащению развивающей стены и размещает его на рабочем столе в соответствующей рубрике. Он вызывает положительные отклики у большинства педагогов. Однако воплотить новую идею затруднительно по объективным причинам (материальные затраты, отсутствие нужных материалов, незнание технологии и т. д.).

Педагоги ищут решение проблемы, размещая предложения в папке «Бюро находок». Затем они самостоятельно знакомятся с новыми идеями коллег, оставляют комментарии, дополняя и совершенствуя их. Таким образом, оптимизируется время: мысль «запущена», не нужно специально собирать педагогический коллектив, чтобы решить проблему.

Находки обогащают образовательную среду детского сада, стимулируют инициативность педагогов по решению поставленных задач.

«Дизайн-мастерские». Старший воспитатель организует их несколько раз в год в зависимости от инициативы самих педагогов. В дизайн-мастерских педагоги получают и закрепляют на практике знания и умения в области профессионального освоения пространства детского сада, дизайна интерьера, разработки художественно-творческих проектов. Они решают поставленную проблему на основе собственного опыта, самостоятельно разрабатывают проект по оформлению среды, выбирают технологию (декупаж, скрапбукинг, квиллинг, ярн-бомбинг и т. д.).

Результатом деятельности становится индивидуальный образовательный продукт – например, развивающая стена.

«Педагогическая типография». Педагоги создают и распечатывают буклеты с описанием успешного педагогического опыта, проектов, технологий. Решение об их публикации принимается членами педагогического совета. Педагоги-авторы получают премии.

Например, воспитатель подготовительной группы «Солнышко» предложила интересную форму занятий с использованием развивающей стены – поделить детей на микрогруппы и каждый день выбирать лидера. После апробации опыт был напечатан как памятка воспитателям. Педагог представила его на педагогическом совете и на педагогических трибунах в рамках городской августовской конференции. Воспитатели других групп признали идею интересной и внесли ее в педагогическую копилку детского сада.

Какие игры можно проводить на развивающей стене? Игры для развития изобразительных способностей: • в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»; • в старших группах: «Дорисуй человека». Игры по ФЭМП: • в средних группах: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»; • в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши». Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте: • в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»; • в средних группах: «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»; • в подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т. д. Логические игры: • в средних группах: «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»; • в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».

 

Развивающая стена в подготовительной группе «Морячки»



poisk-ru.ru

Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

С этой целью была разработан авторский проект по внедрению в предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения интерактивной стены.

Что же такое интерактивность?

Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.     Интерактивная стена - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения. Интерактивная стена представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

- социально-коммуникативная зона,

- зона художественно-эстетического развития.

 

Основные цели и задачи интерактивной стены

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

- Создать атмосферу эмоционального комфорта.

- Создать условия для творческого самовыражения.

- Создать условия для проявления познавательной активности детей.

- Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

 

Демонстрирующийся на интерактивной стене динамический ряд взаимодействует с детьми напрямую. При этом все манипуляции происходят на обычной стене. Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т.д. – каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене» предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт.

 

Использование интерактивной стены помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление. Развивающие занятия с использованием стены становятся намного ярче и динамичнее.

Внедрение интерактивной стены позволило разнообразить материальное оснащение группы. Дети стали более инициативными, самостоятельными, общительными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Екатерина СТАФУРОВА, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»

www.ug.ru

Развивающая стена как средство организации самостоятельной образовательной деятельности г.заринск

  • Published on26-Jul-2015

  • View39

  • Download5

Transcript

1. ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №11 «РЯБИНУШКА» ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КОВРИЖНЫХ, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ВОРОБЬЁВА, ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ; НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА МОСОЛОВА, ВОСПИТАТЕЛЬ РАЗВИВАЮЩАЯ СТЕНА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЯ ЕГО ИНИЦИАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 2015 [email protected] конт.телефон: 8(38595)73390 I РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО 2. Актуальность проекта, обоснование значимости предлагаемой инновации 2 • реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности… • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений; • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены принципы: 3. Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности. 4. Развивающие стены – «живые стены» • Стена носит функцию своеобразного путеводителя по образовательным маршрутам, которые может выбирать ребёнок. • Множество материалов и пособий развивающей стены подобраны и расположены в пределах досягаемости детей, и они достают их сами. • Если идет работа по теме или проекту, когда-то уже исследованными детьми, то извлекается из архивов 5. Образцы 6. Образцы, карточки-помощники 7. Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста 8. Дорисуй 9. Игры для детей среднего дошкольного возраста математического содержания 10. Игры для детей старшего дошкольного возраста математического содержания 11. Игры для детей старшего дошкольного возраста математического содержания 12. Игры для детей старшего дошкольного возраста математического содержания 13. Речевые игры 14. Игры для детей старшего дошкольного возраста 15. Логические игры: «Что сначала, а что потом..», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом» и др. 16. Элементы развивающей стены 17. Элементы развивающей стены 18. 30 19. 11.06.2015 http://aida.ucoz.ru 31 20. Развивающая стена в младшей группе 21. Игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста 22. Единство в стиле оформления 23. 40 24. DSCN0825 Мотивация к самостоятельной деятельности 25. 11.06.2015 http://aida.ucoz.ru 46 Первая неделя конверт понедельник вторник среда четверг пятница Жёлтый Таня, Андрей Оля, Ира Таня, Андрей Оля, Ира Розовый Зелёный Таня, Андрей Оля, Ира Оранжевый Таня, Андрей Оля, Ира Красный Таня, Андрей Оля, Ира вторая неделя конверт понедельник вторник среда четверг пятница Жёлтый Таня, Андрей Оля, Ира Розовый Таня, Андрей Оля, Ира Зелёный Таня, Андрей Оля, Ира Оранжевый Таня, Андрей Оля, Ира Красный Таня, Андрей Оля, Ира 26. Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов данная инновация Методы обучения Опосредованные, преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка. Педагогически е средства - актуализация имеющегося личностного опыта ребенка; - целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка; - исследовательская деятельность; - творческая деятельность и т.п. Способы мотивации Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск), обеспечением самореализации и т.д. Дидактически е материалы Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями. Готовят дети, педагоги, родители. Тип взаимодей- ствия Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей собственной активности и инициативы, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни. Основные функции воспитателя Проектируются и варьируются с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации. Обеспечение ребёнка предметами, играми и игрушками, предоставить в его распоряжение всё необходимое для развития и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. 27. ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД №11 «РЯБИНУШКА» ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА КОВРИЖНЫХ, СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ; ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА ВОРОБЬЁВА, ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ; НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА МОСОЛОВА, ВОСПИТАТЕЛЬ РАЗВИВАЮЩАЯ СТЕНА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЯ ЕГО ИНИЦИАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО 2015 [email protected] конт.телефон: 8(38595)73390 I РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ И ИННОВАЦИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО

docslide.net

Презентация мастер-класса - Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа «Презентация мастер-класса»

Развивающая стена как средство организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника Подготовил: Воспитатель Еловская Наталья Васильевна МБДОУ Детский сад № 96

Развивающая стена как средство организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника

Подготовил: Воспитатель Еловская Наталья Васильевна

МБДОУ Детский сад № 96

ЦЕЛЬ Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и интереса к поиску новых способов развития самостоятельной деятельности детей с помощью развивающей стены.

ЦЕЛЬ

Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и интереса к поиску новых способов развития самостоятельной деятельности детей с помощью развивающей стены.

Задачи Дать практические знания и умения по изготовлению развивающей стены; Инициировать поиск приемов работы с разным подручным материалом; Привлечь внимание педагогов к творчеству, раскрытию своего потенциала;

Задачи

  • Дать практические знания и умения по изготовлению развивающей стены;
  • Инициировать поиск приемов работы с разным подручным материалом;
  • Привлечь внимание педагогов к творчеству, раскрытию своего потенциала;
Актуальность Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие самостоятельной деятельности, детей , сделать его полноценным субъектом образовательных отношений

Актуальность

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие самостоятельной деятельности, детей , сделать его полноценным субъектом образовательных отношений

Что такое развивающая стена? Развивающая стена - это пространство для самостоятельных игр детей, способ ориентированный на личностный подход к каждому ребенку.

Что такое

развивающая стена?

  • Развивающая стена - это пространство для самостоятельных игр детей, способ ориентированный на личностный подход к каждому ребенку.
Как оформить развивающую стену? Необходимая часть развивающей стены – материалы, игры, пособия. Главное составляющее развивающей стены – свободное пространство на стене, магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, иллюстрациями, дидактическими играми, магнитами, фишками и т.д.

Как оформить

развивающую стену?

Необходимая часть развивающей стены – материалы, игры, пособия. Главное составляющее развивающей стены – свободное пространство на стене, магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, иллюстрациями, дидактическими играми, магнитами, фишками и т.д.

Как работать с развивающей стеной? Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. В старшей группе она может быть рассчитана на неделю или месяц. В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает : Равные права для всех участников деятельности Работу в микрогруппах из 4-6 человек

Как работать с

развивающей стеной?

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. В старшей группе она может быть рассчитана на неделю или месяц. В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает :

  • Равные права для всех участников деятельности
  • Работу в микрогруппах из 4-6 человек
Развивающая стена «Путешествие Незнайки»

Развивающая стена «Путешествие Незнайки»

Развивающая стена «Веселые пальчики»

Развивающая стена «Веселые пальчики»

Развивающая стена «Любознай-ка»

Развивающая стена «Любознай-ка»

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

multiurok.ru